Есть такая категория граждан, которая требует особого внимания. И дело даже не в том, что может случиться рецидив, что это группа риска попадания в радикальные, деструктивные культы. Основная проблема в том, как реабилитировать бывших осужденных, как вернуть их к нормальной жизни, исключив при этом возможность возвращения в места не столь отдаленные и настроив на правильное взаимодействие с обществом. Как предотвратить возможный уход в радикальные террористические группировки, как правильно донести ценности ислама? Это и стало главной темой двухдневной Всероссийской научно-практической конференции "Роль централизованных мусульманских организаций в ресоциализации осужденных в местах лишения свободы", которая завершилась в Казани.
В числе организаторов конференции - Российский исламский институт, Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, Федеральная служба исполнения наказаний. Среди участников конференции можно увидеть не только представителей ДУМ регионов России, проводящих активную работу с осужденными в местах лишения свободы, но и членов Общественного совета при ФСИН России, представителей научной и педагогической общественности, членов общественных организаций РФ.
- В России за исламом закрепилась конституционная свобода вероисповедания и признание в нем позитивного духовно-нравственного потенциала, - отметил в своем докладе Винир хазрат Гаязов, председатель Духовного управления мусульман Республики Коми, рассказывая о возможных вариантах реализации потенциала ислама в воспитательной работе в учреждения УФСИН России по Республике Коми. – Ислам является неотъемлемой частью российской истории и культуры, образа жизни миллионов граждан, для которых Россия – родной дом. Ислам – это не просто религия, но особая цивилизация, культура. В рамках этой культуры имеется своя система духовно-нравственных ценностей, сформировано богатое идейное наследие. Террористическая деятельность отдельных мусульман приводит к тому, что общество имеет неоднозначное отношение к Исламу как к религии и системе определенных идей. Такое понимание приводит к формированию в общественном сознании идеи о том, что в Исламе есть система радикальных идей и принципов, направленных на ведение террористической деятельности. Появляется и ложная установка наличия реальной угрозы исламского терроризма и экстремизма в России. Ислам не имеет никакого отношения к этому, ведь исламское вероучение законодательно против экстремизма и терроризма.
Нельзя отрицать, что в местах не столь отдаленных идет активная пропаганда радикальных идей среди осужденных, которые зачастую считают себя незаслуженно обиженными со стороны государства. Такие обстоятельства используются людьми, которые активно пытаются подорвать основы государственности Российской Федерации.
- Среди осужденных-мусульман довольно незначителен процесс придерживающихся экстремистских воззрений. Однако это не умаляет их способности оказывать влияние на остальных заключенных.
Говоря о работе с мусульманами в местах лишения свободы, хазрат отметил, что, к сожалению, не всегда у заключенных есть возможность вовремя и по всем правилам совершать намаз. Остро встала в ходе дискуссии и проблема запретов Благородного Корана на арабском языке, отсутствие намазлыков (пропускают лишь карманные, очень тоненькие, что оптимально лишь при путешествии) и частично даже запрет их использования в исправительных учреждениях. Есть определенные трудности и с соблюдением поста, распространением халяльной пищи. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что с каждым годом условия в местах лишения свободы улучшаются.
- Эти предпосылки надо устранять, чтобы выбить почву из-под ног радикалов, - резюмировал муфтий Республики Коми.
Стоит отметить, что специфика работы с осужденными определяется несколькими параметрами, о которой в своем выступлении рассказал Анвар хазрат Аблаев, председатель ЦРО «Региональное духовное управление мусульман Пермского края в составе ЦДУМ России»:
1. Большое расстояние между учреждениями ФСИН.
2. Наличие приверженцев нетрадиционных для определенного региона мазхабов.
3. Низкий уровень религиозности местного мусульманского населения.
4. Широкий спектр условий режима содержания осужденных.
5. Обширный круг вопросов, решаемых при работе с определенными группами осужденных.
6. Недостаточный уровень знаний и компетенции специалистов УФСИН по вопросам ислама.
- Нельзя не отметить большой кадровый голод по всей Российской Федерации. Хочу отметить, что мы подписали соглашение о сотрудничестве в удовлетворении духовных потребностей и обеспечении конституционных прав о свободе совести и вероисповедания, помощь в образовании и духовно-нравственном просвещении осужденных. Основные направления нашего сотрудничества: удовлетворение духовных потребностей осужденных и лиц, содержащихся под стражей, исповедующих традиционный ислам; содействие регистрации учреждений, занимающихся установлением социально полезных связей; их подготовка к освобождению, трудовое и бытовое устройство после освобождения; подготовка и ведение совместной планомерной деятельности по профилактике и устранению факторов религиозного экстремизма, межэтнической и межконфессиональной напряженности среди осужденных.
Стоит отметить, что религиозный фактор в вопросе ресоциализции лиц, осужденных за правонарушения, является важным условием их реабилитации и возвращения к нормальной жизни. Как отмечают организаторы, основная цель конференции - поиск и анализ методов совершенствования деятельности централизованных мусульманских религиозных организаций для повышения эффективности ресоциализации осужденных.
- Здесь собрались люди, изнутри знающие эту проблему, - обратился к участникам Рафик Мухаметшин, ректор РИИ. - Здесь и работники ФСИН, и представители религиозных структур. Думаю, за эти два дня у нас состоялся очень интересный, продуктивный диалог. Мы обменялись опытом и будем дальше строить планы, опираясь на изученные форматы деятельности регионов. Хочу отметить, что у нас представлены и другие традиционные для России религии. Таким образом, мы выходим за пределы заявленной темы, что позволит рассмотреть существующие проблемы с разных сторон.
- Вопросы взаимодействия религиозных конфессий с Федеральной службой исполнения наказания представляются наиболее актуальными. Это обусловлено желанием приобщить к духовно-нравственным ценностям, истоки которых лежат в недрах религии. Духовное воспитание лиц, попавших в исправительные учреждения, конструктивное взаимодействие между руководством и представителями священства - вот над чем должны мы работать сегодня, - отметил Сергей Гуров, начальник отдела организации взаимодействия с религиозными организациями ФКУ ЦНТЛ ФСИН России. - Священнослужители в местах лишения свободы проводят трудную, но необходимую работу по духовному возрождению осужденных, ведут благотворительную и попечительскую деятельность. В настоящее время в исправительных учреждениях уголовной системы функционирует более 60 мечетей и 230 молельных комнат, действует более 280 мусульманских религиозных общин.
В рамках двухдневной Всероссийской конференции «Роль централизованных мусульманских религиозных организаций в ресоциализации осужденных в местах лишения свободы» были подняты такие вопросы, как особенности религиозного сознания мусульман-заключенных, противодействие распространению экстремистских течений среди заключенных, участники из регионов и Республики Казахстан поделились своим опытом взаимодействия с учреждениями УФСИН и ресоциализации осужденных, исповедующих ислам. В числе актуальных тем оказались такие проблемы, как особенности организации и проведения спортивно-массовой работы среди несовершеннолетних осужденных, особенности ресоциализации бывших адептов деструктивных религиозных сект, а также были представлены результаты противодействия религиозному экстремизму в пенитенциарных учреждения путем просвещения. По итогам конференции будет опубликован сборник выступлений.
Ильмира Гафиятуллина, Казань