Аскар Сабдин: «В чём смысл джамаата, если ты только себя считаешь правым?»

Как проявляется эгоизм в пропаганде радикальной идеологии? Какие аргументы против культа смерти актуальны сегодня? Каково значение джамаата в радикализации?

На эти вопросы ответил Аскар хазрат Сабдин, теолог, директор реабилитационного центра «Ансар» (Республика Казахстан, г. Актюбинск) в рамках прошедших в стенах Российского исламского института курсов повышения квалификации «Профилактика религиозного радикализма: теория и практика».

В чем выражается особенность пропаганды радикализма?

По словам Аскара Сабдина, люди, пропагандирующие эгоизм, направляют внимание мусульман на саму личность. Человек очень часто говорит «я», в его понятиях отсутствует слово «мы», хотя изначально концепция самого ислама вырисовывается вокруг джамаата. Само название «ахлю сунна валь джамаат» делает акцент именно на общество. Приоритеты общины ставятся выше, нежели какие-то личностные цели.

Общеизвестно, радикал не думает об общем вреде, который наносит. Не задумывается о совершаемом поступке, который в последствии окажет влияние на его детей, родителей, окружение. Чтобы дерадикализировать человека следует перенаправить внимание на социальную ответственность. Именно понимание того, что любое действие, бездействие оказывает большое влияние на умму – ключ к обезоруживанию.

Аскар Сабдин подчеркивает: «В чем смысл джамаата, если ты себя только считаешь правым? Какой смысл в аятах и хадисах? Прежде всего для осознания того, что человек является неотъемлемой частью общины, следует правильно понимать значение термина «джамаат». Сегодня данное понятие деформировано».

В качестве яркого примера теолог упоминает хадис: «Сообщается, что Пророк  сказал: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (аль-Бухари 6011 и Муслим 2586).

Люди, совершая преступления, не думают о близких, о мечети, в которой обучались, о том, что после его действий весь джамаат попадает под подозрение.

«Необходимо уделять внимание социальной ответственности у молодежи. Сейчас время индивидуализма, поэтому принцип общинности нужно пропагандировать больше. Цели смертника ограничены им самим, он один хочет попасть в Рай, для него невинные люди ничего не представляют. Следует дать понятие о том, что действия человека непременно окажут влияние на его окружение», – подчеркивает Аскар Сабдин.

В идеях радикально настроенных людей прослеживается культ смерти. Их идеология переиначивает понятия «жизнь» и «смерть».

Человек, пренебрегая жизнью, начинает видеть в смерти что-то сакральное. У него резко падает чувствительность к преступлениям, для него жизнь перестает быть ценностью.

اللَّهُمَّ رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«Аллахумма, Раббана атина фид-дунья хасанатау уа филь-ахирати хасанатау уа кыйна ‘азабаннар».

«Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».

Аскар Сабдин уверен в том, что в обществе часто баланс в словах «дай нам добра в этом мире и в последующем» нарушается.

Если мусульманин изначально должен нести ответственность за оба мира, то в радикальной идеологии баланс нарушается, и человек 99% своего внимания посвящает загробной жизни и лишь 1% – мирской. Хотя во многих аятах и хадисах восхваляется труд, стремление к успеху.

"В идеях радикально настроенных людей прослеживается культ смерти". (Фото: shutterstock.com).

"В идеях радикально настроенных людей прослеживается культ смерти". (Фото: shutterstock.com).

Аскар хазрат сделал акцент и на том, что сегодня имамам следует уделять особое внимание проповедям. Темы жизни и смерти должны быть в равновесии. Напоминая об ахирате, нельзя забывать про мирскую жизнь. Баланс важен для человека, чтобы не впадать от одной крайности в другую.

Мухаммад ан-Надджар: «Выросло целое поколение людей, отрицающих мазхаб»
«Мы сейчас видим, что студенты превозносят своё мнение, не считаются с мнением великих учёных, с мнением учёных своего века, обвиняют алимов в том, что они все погрязли в ошибках, совершают ширк, бидаат. Некоторые дошли до той кондиции, что взяли в руки оружие, что привело к убийству невинных мусульман в нашем регионе»
11.11.2021
1068

Язгуль Закирова

Социальные комментарии Cackle