Аскар Сабдин: «В чём смысл джамаата, если ты только себя считаешь правым?»
Как проявляется эгоизм в пропаганде радикальной идеологии? Какие аргументы против культа смерти актуальны сегодня? Каково значение джамаата в радикализации?
На эти вопросы ответил Аскар хазрат Сабдин, теолог, директор реабилитационного центра «Ансар» (Республика Казахстан, г. Актюбинск) в рамках прошедших в стенах Российского исламского института курсов повышения квалификации «Профилактика религиозного радикализма: теория и практика».
В чем выражается особенность пропаганды радикализма?
По словам Аскара Сабдина, люди, пропагандирующие эгоизм, направляют внимание мусульман на саму личность. Человек очень часто говорит «я», в его понятиях отсутствует слово «мы», хотя изначально концепция самого ислама вырисовывается вокруг джамаата. Само название «ахлю сунна валь джамаат» делает акцент именно на общество. Приоритеты общины ставятся выше, нежели какие-то личностные цели.
Общеизвестно, радикал не думает об общем вреде, который наносит. Не задумывается о совершаемом поступке, который в последствии окажет влияние на его детей, родителей, окружение. Чтобы дерадикализировать человека следует перенаправить внимание на социальную ответственность. Именно понимание того, что любое действие, бездействие оказывает большое влияние на умму – ключ к обезоруживанию.
Аскар Сабдин подчеркивает: «В чем смысл джамаата, если ты себя только считаешь правым? Какой смысл в аятах и хадисах? Прежде всего для осознания того, что человек является неотъемлемой частью общины, следует правильно понимать значение термина «джамаат». Сегодня данное понятие деформировано».
В качестве яркого примера теолог упоминает хадис: «Сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (аль-Бухари 6011 и Муслим 2586).
Люди, совершая преступления, не думают о близких, о мечети, в которой обучались, о том, что после его действий весь джамаат попадает под подозрение.
«Необходимо уделять внимание социальной ответственности у молодежи. Сейчас время индивидуализма, поэтому принцип общинности нужно пропагандировать больше. Цели смертника ограничены им самим, он один хочет попасть в Рай, для него невинные люди ничего не представляют. Следует дать понятие о том, что действия человека непременно окажут влияние на его окружение», – подчеркивает Аскар Сабдин.
В идеях радикально настроенных людей прослеживается культ смерти. Их идеология переиначивает понятия «жизнь» и «смерть».
Человек, пренебрегая жизнью, начинает видеть в смерти что-то сакральное. У него резко падает чувствительность к преступлениям, для него жизнь перестает быть ценностью.
اللَّهُمَّ رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الْآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
«Аллахумма, Раббана атина фид-дунья хасанатау уа филь-ахирати хасанатау уа кыйна ‘азабаннар».
«Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».
Аскар Сабдин уверен в том, что в обществе часто баланс в словах «дай нам добра в этом мире и в последующем» нарушается.
Если мусульманин изначально должен нести ответственность за оба мира, то в радикальной идеологии баланс нарушается, и человек 99% своего внимания посвящает загробной жизни и лишь 1% – мирской. Хотя во многих аятах и хадисах восхваляется труд, стремление к успеху.
Аскар хазрат сделал акцент и на том, что сегодня имамам следует уделять особое внимание проповедям. Темы жизни и смерти должны быть в равновесии. Напоминая об ахирате, нельзя забывать про мирскую жизнь. Баланс важен для человека, чтобы не впадать от одной крайности в другую.
Мухаммад ан-Надджар: «Выросло целое поколение людей, отрицающих мазхаб»
«Мы сейчас видим, что студенты превозносят своё мнение, не считаются с мнением великих учёных, с мнением учёных своего века, обвиняют алимов в том, что они все погрязли в ошибках, совершают ширк, бидаат. Некоторые дошли до той кондиции, что взяли в руки оружие, что привело к убийству невинных мусульман в нашем регионе»
Язгуль Закирова
Читайте также:
-
Принципы работы исламских банков: принцип Иджара
«Иджара» означает договор аренды, ренты или проката. Фактически иджара – это использование на договорном условии имущества третьей стороны за установленную плату. При соглашении иджара действует ряд правил Шариата.
-
Дозволено ли совершения обрезания лазерным лучом?
Во многих мусульманских семьях принято еще в раннем детстве делать мальчикам обрезание, мне же оно сделано не было. Сейчас же я, осознав всю важность следование этой Сунне благословенного Пророка (да будет ему мир), очень хочу сделать его. В связи с этим у меня возник вопрос, можно ли делать обрезание лазерным лучом?
-
Исламская линия доверия: "из-за правил в Исламе я потерял мечту, любимого человека и желание жить"
«Что если из за правил в Исламе я потерял мечту, любимого человека и желание жить. Я часто думаю о смерти , моя жизнь подходит к концу. Возможно что это все испытание, возможно дальше моя жизнь станет лучше и я обрету счастье и покой. Даже если это так я потерял человека которого любил и поэтому намереваюсь уйти»
-
Как прочитать треть Священного Корана всего лишь за одну ночь?
Передают со слов Абу Са'йда Худри что однажды Пророк (ﷺ) сказал об этой суре: «Клянусь Аллахом, в Чьих руках моя жизнь, чтение этой суры равносильно чтению всего Кур'ана».
-
Правда ли, что болезнь - это наказание за грехи?
Всевышний Аллах - Творец всего, о чем мы знаем, и о чем мы не ведаем. Поистине только Ему Одному принадлежит истинная власть над всем. Он Мудрый и Знающий, а наш земной разум, ограниченный определенными рамками, не в состоянии понять и оценить всю безграничность Его милости. Он не творит бесчестие и не притесняет никого, если человек не заслужил такой участи сам.
-
Эти 4 жизненно важных совета помогут мусульманину в любой сложившейся ситуации
Лучшее руководство для мусульманина – это Коран и сунна. Эти советы, основанные на сунне и предписаниях Всевышнего Аллаха, на Его воле, не дадут вам отчаяться, сломаться и помогут в любой сложившейся ситуации.
-
Есть два слова, очень любимые Аллахом...
Наши ученые единогласно утверждают: когда приступаешь к какому-то важному делу, является мустахабом приносить восхваления (хамд) Всевышнему Аллаху. Мустахаб – это дела, которые нравятся Аллаху. Например, приступая к изложению книги, религиозному занятию или перед началом проповеди произносится хамд. Восхваления Всевышнему Аллаху можно приносить не только в подобных случаях, но и в любое время, и это очень похвально
-
Основа правдивости с другими – в правдивости с собой
В Коране Всевышний Аллах говорит: «И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 34). Нарушение обещаний – один из признаков лицемеров. Как сказано в хадисе: «[Человек], которому присущи четыре [качества], является истинным лицемером, тот же, кому присуще хотя бы одно из них, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. [Это – качества того], кто предает, когда ему доверяются, лжет, когда рассказывает [о чем-либо], поступает вероломно, заключив договор, действует незаконно в случае возникновения расхождения [с кем-либо]» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи)