В татарстанском Институте международных отношений, истории и востоковедения – в Центре изучения истории и культуры ислама - в рамках IV Международного Форума "Ислам в мультикультурном мире" 29 октября открылась международная конференция «Ислам в Европе: адаптация и интеграция мусульманских сообществ».
На конференции, в которой принимают участие ведущие эксперты по мусульманской проблематике из стран дальнего и ближнего зарубежья, обсуждаются такие актуальные вопросы, как история развития мусульманских общин в странах Европы, глобализация и массовые миграции мусульман в страны Европы, ислам как предмет дискуссии в киберпространстве и другие.
Научный форум не случайно проводится в Казани, причем, отнюдь не впервые. Как отметил, открывая пленарное заседание, директор института востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов, в Казани давно и успешно ведут образовательную и научную работу по подготовке специалистов по исламу – в рамках федеральной целевой программе.
«Мы получаем большую поддержку в этой работе от Министерства образования и науки Российской Федерации. И эта поддержка осуществляется еще и потому, что на поприще подготовки, образования молодых специалистов мы смогли хорошо себя зарекомендовать», - отметил Рамиль Хайрутдинов.
Форум, ставший для Казани практически традиционным - это серьезная дискуссионная площадка, на которой не только выступают с научными докладами, но и обмениваются мнениями по самым острым вопросам на заявленную тему. В ходе пленарного заседания самыми интересными для аудитории оказались доклады о салафистском движении на Северном Кавказе в конце 90-х годов 20 века – начале 2000-х, с которым выступил старший научный сотрудник МГИМО (У) МИД РФ Ахмет Ярлыкапов и доклад казанского ученого, заведующего кафедрой Института востоковедения КФУ Ринат Беккин о польско-татарских кладбищах.
Тема нынешней конференции сегодня очень актуальна для всего мира, а не только Европы. Интерес к ней в обществе большой. И этот интерес, по мнению Ахмета Ярлыкапова, высказанного им в интервью «Islam-Today», вполне закономерный и объяснимый:
«Сегодня ислам является одной из немногих религий, которая предлагает активный поиск ответов на вызовы современности. Ислам ведь является религией, которая действительно пытается дать ответы на многие трудные вопросы, и люди самых разных взглядов, с самых разных сторон приходят к исламу. Это не означает, что они принимают ислам – они просто интересуются этой религией. Это очень интересное явление.
Ислам является наиболее динамично развивающейся религией современности. Может, этому способствует и то, что ислам является религией, которая отвергла церковную иерархию, а потому в религиозных рамках остается свобода поиска своего пути. И, по моему мнению, именно эта свобода поиска очень многих и привлекает в ислам».
Сейчас в мировой общественности интерес к исламу чаще всего настороженный или негативный. И именно это создает трудности адаптации мусульман в Европе, чему и посвящена нынешняя конференция в Казани.
По словам Ахмета Ярлыкапова, проблемы адаптации зачастую искусственно созданы: «Когда присутствует разносторонний интерес к исламу и когда от имени ислама выступают столь разносторонние силы – умеренные, радикальные, экстремистские – тогда понятно, почему на ислам падают все шишки.
Люди не видят истинного ислама, а видят только экстремистов, которые не только на поверхности, но и призывают к проявлению негативных эмоций, к незаконным действиям. Именно это виднее всего. А за них приходится отвечать исламу и всем мусульманам. Отсюда и исламофобия и неприятие его. Но западная цивилизация открылась относительно недавно – вспомните, когда в Европе перестали существовать еврейские гетто.
Вспомните, что мусульмане не были допущены в Европу – они исчислялись единицами. Исключение – Россия, но это и понятно: она не могла не интегрировать мусульман в силу своих географических, культурных и прочих особенностей. А вообще европейский и восточный мир очень долго жили сепаратно. И только в XX-XXI веках происходит тесное сожительство мусульман и представителей западной цивилизации. Это притирание друг к другу и вызывает массу вопросов и проблем. Но ведь никакой процесс не происходит без проблем. И ислама они тоже касаются. Европейцам свои неудачи в деле интеграции легче объяснить «чуждым исламом», нежели признать свои ошибки или собственное нежелание интегрировать их в сообщество. Легче переложить всю вину на ислам – дескать, это люди, которые не принимают нашу цивилизацию».
Одна из проблем адаптации – искусственно созданный миф о том, что мусульмане вытесняют европейцев не только с их географической территории, но и посягают на европейские культурные и религиозные ценности. «В эпоху повсеместной глобализации трудно говорить о вытеснении кого-либо кем-либо – заявляет Ахмет Аминович. – Процессы глобализации – плоть от плоти Запада. И именно Запад говорит о том, что все должно усредняться, что должны быть единые для всех стандарты – "кока-кола" ведь везде. Но, на мой взгляд, мусульмане очень хорошо вписываются в эту схему. Они активно участвуют во многих процессах, связанных с глобализацией, и в том числе используют предоставленную свободу передвижения по миру. Но это не есть вытеснение коренных европейцев. Это именно передвижение по миру.
И если европейцы считают заявленные ими же идеалы основными для своей цивилизации, то вы должны принимать и мусульман в своем обществе. Это объективные процессы. Вообще мусульманская угроза сильно раздута, потому что мусульмане занимают какие-то определенные ниши в западном обществе и фактически сегодня очень тяжело проникнуть в местную элиту. Есть масса препонов для этого. Но ведь даже если человек приникает в эту элиту, он живет по ее правилам и законам. Так что мусульманская угроза – придуманный и пропагандируемый миф».
Главными же проблемами адаптации мусульман в европейском обществе Ахмет Ярлыкапов считает проблемы культурного плана, в реальной интеграции, т.е. в принятии европейских правил и ценностей. Из-за этого создаются своеобразные гетто для мусульман, что опять же негативно сказывается на взаимоотношениях двух сторон. И, конечно, предвзятое отношение к представителям ислама, причем, не только со стороны европейского социума, но и представителей правительств этих стран.
«Главная задача сейчас - провести широкую и реальную, а не задекларированную интеграцию мусульман в Европу. Нужно преодолеть пространство отчуждения – это самое главное, на мой взгляд, препятствие в интеграционном процессе», - подчеркнул Ахмет Ярлыкапов.
В ходе трехдневной работы конференции эксперты-международники обсудят наиболее актуальные и важные проблемы на секционных заседаниях и круглых столах. Конференция завершит свою работу 31 октября.
Ирина Ермакова