Сегодня в России по разным подсчетам проживают как минимум 20 млн мусульман. И каждый из них ежедневно сталкивается с вопросами халяльности тех или иных продуктов. И не только продовольственных, но теперь и банковских: предметно стал обсуждаться исламский банкинг в России.
Впрочем, эксперты подчеркивают: несмотря на то, что эти отрасли – словно из разных миров, принципы экспертизы халяльной колбасы и халяльных финансов – одни и те же: ответственность за шариатское заключение о дозволенности для мусульман должна лежать на местных религиозных организациях.
Вопрос о внедрении в экономику России исламских финансов обсуждается и в Госдуме РФ, где разрабатывают законопроект и уже выбрали четыре экспериментальные площадки – Дагестан, Чечню, Башкортостан и Татарстан. Последний наиболее всех готов и открыт к запуску халяльного банкинга. Более того, тема исламских финансов для Татарстана – не новая.
За минувшие несколько лет здесь появилось немало собственных сертифицированных международных экспертов в сфере халяльных финансов и даже разработали несколько исламских финансовых инструментов, имеющих высокую значимость в масштабах России.
Это халяльная рассрочка на покупку недвижимости и халяльные дебетовые банковские карты в «Ак Барс Банке», инструмент для халяльного инвестирования в «Ак Барс Капитале», мобильное приложение-идентификатор халяльных ценных бумаг «Сахих инвест» и халяльная рассрочка по принципу мурабаха на покупку автотранспорта, стройматериалов и мелкой бытовой техники в Финансовом доме «Мирас».
Успех их заключается в том, что они созданы как результат совместной работы банкиров и богословов. Напомним, что в Татарстане функционирует единственный Муфтият – ДУМ РТ, которое зарекомендовало себя одним из самых авторитетных и крупнейших в России.
Основной партнёр ДУМ РТ по развитию исламских финансов – Ак Барс Банк – можно назвать одним из пионеров по предоставлению отдельных исламских финансовых продуктов.
По мнению специалистов «Ак Барс Банка» среди населения России есть потребность и востребованность в улучшении жилищных условий по нормам Шариата. Это подтверждается результатами маркетинговых исследований, а также практическим опытом в этом направлении. Понимая актуальность направления был запущен проект под названием Исламская ипотека.
Данный продукт был разработан в форме исламского контракта «Мурабаха», в соответствии со стандартами Организации по учету и аудиту в исламских финансовых учреждениях (AAOIFI*) и одобрен Советом Улемов ДУМ РТ. На сегодняшний день Банк реализует две ипотечные программы и расширяет географию продаж.
Проект работает на территории Республики Татарстан, г. Уфа, г. Москва, г. Санкт-Петербург. В чем особенности программ? Во-первых, по канонам Шариата запрещено получать выгоду с долга, поэтому нет пени за просрочку платежа. Во-вторых, сопутствующие продукты – страхование жизни или жилья – клиент не оформляет.
Основное отличие от обычной ипотеки, которая выдается в традиционном банке, заключается в том, что традиционный банк дает взаймы деньги, на покупку, например, квартиры и клиент возвращает эти деньги уже с учетом банковского процента. В случае с исламской ипотекой, сама организация выкупает эту квартиру, становясь собственником этой квартиры (товара, актива) и после этого делает фиксированную наценку, которая не меняется.
Помимо ипотечных продуктов в 2022 году в Ак Барс Банке создан новый банковский продукт – «Исламская карта», которая представляет собой дебетовую карту, соответствующую нормам Шариата (беспроцентное хранение денег на счёте, осуществление учета средств клиентов осуществляется на отдельных счетах отдельно от других денежных средств Банка, запрещено использовать вложенные средства владельцев карт для финансирования деятельности, противоречащей Шариату и установление ограничений на приобретение товаров и услуг, которые противоречат Шариату).
По словам доктора исламских наук, ученого секретаря Совета улемов ДУМ РТ, проректора Казанского исламского университета, эксперта Российского Центра Исламской Экономики и Финансов (РЦИЭФ*) Рустама хазрата Нургалеева все вышеуказанные банковские продукты были разработаны сотрудниками РЦИЭФ при РИИ и прошли полную проверку Совета улемов (ученых) ДУМ РТ. Существуют и другие разработки, но пока о них говорить рано, они находятся на стадии согласования.
«Разработаны продукты Советом улемов и специалистами банка, проверка и признание тоже – за нашими татарстанскими экспертами, – рассказывает Рустам хазрат Нургалеев. – Более того, дальнейшую реализацию каждого из продуктов отслеживает отдельный эксперт: то есть это не просто единоразовая сертификация и разработка исламского продукта, ещё и постоянный аудит, и контроль со стороны Духовного управления мусульман Татарстана».
Напомним, что помимо утверждения финансовых продуктов, Советом улемов ДУМ РТ также осуществляется дальнейший внешний аудит их реализации: к финансовым организациям закреплены контролеры ДУМ РТ – шариатские специалисты и сертифицированные эксперты в области исламских финансов с сертификатом организации по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых учреждений (Бахрейн) AAOIFI.
Говоря об «Ак Барс Капитале», доктор исламских наук Рустам хазрат Нургалеев отметил, что самый первый продукт был разработан почти пять лет назад – это открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «Лалэ».
Суть его заключалась в том, что мусульмане могли вкладывать свои деньги, накопления для получения доли от инвестиций в халяльные финансовые инструменты.
По словам Рустама хазрата многие продукты, разработанные в Татарстане, вышли уже за рамки региона, ими пользуются люди по всей стране.
«Когда мы действительно подтвердили халяльность, разрешенность данных продуктов, наша работа на этом не закончилась, мы несем ответственность перед мусульманской общественностью и, в первую очередь, духовную: поэтому все услуги проверяются в постоянном режиме», – говорит Нургалеев.
Все больше мусульман обращаются в духовные управления с просьбой помочь инвестировать деньги, начать бизнес, при этом не нарушая законов Аллаха. Причём как предприниматели, так и обычные физические лица. Но как защитить интересы потребителей?
По мнению ученого секретаря ДУМ РТ, в регионах России, где есть востребованность в исламских финансах, как минимум должен быть местный шариатский экспертный контроль.
Эта задача – не такая сложная, как может показаться, учитывая, что в стране уже выросло достаточно большое количество признанных экспертов: они есть в Москве, на Северном Кавказе, в Казани… Однако важно, чтобы эксперт был не просто образованным и компетентным в вопросах исламских финансов, он еще должен обладать уровнем духовного доверия со стороны мусульманского населения.
В качестве таких примеров, Рустам хазрат отметил «очень авторитетного и доверенного человека у мусульманского населения республики Татарстан» – эксперта из членов Совета улемов ДУМ РТ, получившего международный сертификат AAOIFI, казыя Казани, руководителя отдела по вопросам шариата ДУМ РТ Булата хазрата Мубаракова, а также члена Совета улемов ДУМ РТ, сертифицированного эксперта AAOIFI Булата хазрата Мулюкова и других.
К слову, в настоящее время в составе Совета улемов ДУМ РТ 15 признанных ученых, среди которых три доктора исламских наук, шесть кандидатов наук, два специалиста AAOIFI, один секретарь Международного совета улемов. Председателем Совета улемов является муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, а ученым секретарем – проректор Казанского исламского университета Рустам хазрат Нургалеев.
«У нас есть кадры, которые не просто имеют специальные знания и навыки, но и их деятельность и их служение мусульманским принципам, как их личная история, уже это о чем-то говорит. И кому как не им развивать исламские продукты», – делится Рустам хазрат Нургалеев.
Специалисты УК «Ак Барс Капитал» отмечают, что свои продукты разрабатывали как-раз совместно с Российским исламским институтом, где и была проведена большая экспертиза.
По словам начальника управления этических финансовых инструментов УК «Ак Барс Капитал», специалиста РЦИЭФ Руслана Халиуллина, их продукты не только аккредитованы в ДУМ РТ и зарегистрированы в Центральном Банке Российской Федерации, у каждого из них есть закрепленные шариатские контролеры, до сведения которых они ежемесячно доводят результаты своей работы по тем или иным метрикам.
Исламские финансы сегодня, впрочем, как и много веков назад, подразумевают под собой справедливое перераспределение рисков и прибыли.
Дать мусульманской умме продукт, халяльность которого чиста и доказана, – в интересах каждого участника этого рынка, поэтому здесь важны не только добропорядочность банкира, но и ответственность шариатских экспертов.
«Исламские финансы – это социально-экономическая справедливость, суть участия в деятельности которых не касается конфессионального выбора, это выбор жизненных принципов. Сейчас исламские финансовые инструменты могут стать инструментом взаимного доверия, партнерства и честного ведения бизнеса. Именно этичный подход и социальная ответственность всех нас объединяет и разные конфессии, и национальности», – считает Руслан Халиуллин.
По словам руководителя отдела по вопросам шариата ДУМ РТ Булата хазрата Мубаракова, каждому мусульманину, отправляющемуся в банк за халяльным финансовым продуктом, необходимо знать, на что именно следует обратить внимание во время получения услуги.
По мнению Мубаракова, единоразовой фетвы и экспертизы недостаточно, при реализации любого финансового продукта необходим внешний учет и аудит процессов
«Очень важно, чтобы имя аудитора, шариатского контролера было известно и это был сертифицированный специалист».
Мубараков вывел для мусульманских потребителей формулу халяльного банковского продукта из четырех составляющих.
Как не стать жертвой маркетинга:
1. Информация о разработчике продукта должна предоставляться по требованию и быть в открытом доступе;
2. Эксперт, дающий заключение, должен пользоваться доверием в местной умме;
3. Продукт должен быть на аудите и контроле со стороны шариатских экспертов;
4. Консультации должен давать сертифицированный шариатский аудитор, специалист в области исламских финансов. Или, по крайней мере, он должен быть в постоянном доступе, чтобы к нему приходили и консультировались.
Дозволенность, ответственность, добропорядочность – все эти критерии являются определяющими исламских финансов.
* AAOIFI — организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых учреждений г.Манама, Бахрейн. AAOIFI является учреждением по развитию бухгалтерского учета, аудита, управления, этики и шариатских стандартов для исламских финансовых организаций.
*Российский центр исламской экономики и финансов учрежден в октябре 2008 года на базе Российского исламского института совместно с Исламским банком развития (Королевство Саудовская Аравия) и Куала-Лумпурской бизнес-школой (Малайзия). РЦИЭФ был учрежден в октябре 2008 года на базе Российского Исламского Института совместно с Исламским Банком Развития (Королевство Саудовская Аравия) и Куала-Лумпурской Бизнес Школой (Малайзия).