Одна деталь, которая расскажет всё о статусе и положении девушки

Мы продолжаем с вами знакомиться с историей и трансформацией традиционного облачения татарской девушки. Сегодня  более подробно остановимся на головных уборах и узнаем, как раньше украшали калфак, когда он трансформировался в заколку и как по одному головному убору можно было понять социальный статус носящей его девушки.

Среди главных женских головных уборов татарок особое место принадлежит богато украшенному праздничному калфаку. Сегодня из чего только его не создают и как только не украшают! А раньше, этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX – начале XX вв., по своей форме представлял собой простой колпак.

Украшения татарок: повлиял ли на них ислам?
Как умело сохранить свое национальное достояние и суметь при этом его приумножить? Современные молодые татары стремятся обозначить свою национальную принадлежность и отдать должное своим предкам.
28.01.2021
4225

Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам так, чтобы одна половина плотно вставлялась внутрь другой, а к вершине пришивалась небольшая кисть.

Такой калфак мог достигать в длину 80 сантиметров, так что неудивительно, что татарки могли прятать под ним свои длинные косы, надвигая его на самый лоб, а тот самый конец калфака откидывать слегка набок или назад.

Если обратить внимание на старинные фотографии и гравюры, то можно заметить, что вместе с калфаком надевалась специальная налобная повязка укачачак. Так головной убор становился ещё красивей.

Если вы думаете, что калфак просто представлял собой однотонную ткань, то сильно ошибаетесь: уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел разнообразные варианты фасона и отделки. Например, появились калфаки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками.

Вообще каждый отдельный калфак украшался, исходя из мастерства его обладательницы. В декорировании использовались техники золотного шитья или вышивки лентами, различные цвета и нитки – ограничением могла стать только фантазия мастерицы.

Калфак вместо хиджаба: что носили татарские женщины раньше?
Бытует мнение, что татарские бабушки не покрывались. Также, можно услышать, что хиджаб – чуждый для татарского народа обычай. Мол наши татарки в прошлом всегда одевались по-другому. Но так ли это в действительности?
14.01.2021
4710

Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан был богато украшен: вся его поверхность покрывалась вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме часто виднелись нитки жемчуга. В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, уже пришивалась и украшал калфак по всему его периметру.

Золотой и серебряной бахромой часто обшивали не только налобную, но и ниспадающую назад часть убора. А теперь представьте, какой шумящий эффект производила покачивающаяся на голове масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, вторившая лёгкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серёг, воротниковых застёжек с подвесками. Теперь популярное в народе мнение о том, что татарскую девушку сначала услышишь, а потом увидишь, обретает особый смысл.

Шамаиль, чаршау, сундуки и глухие заборы: в чём заключается отличие татарских домов от русских
Сегодня мы с вами поговорим о том, как издревле была устроена татарская изба, в чём заключается её принципиально отличие от русских домов и какие правила не стоит нарушать, если вас пригласили в татарскую семью.
21.08.2020
58602

Очень популярны были и калфаки, выполненные в двух цветах, которые изготавливались из отдельных полосок бархата. Именно благодаря такой вариации головного убора татарок до наших дней дошла ушковая техника тканевой аппликации (это когда кусочки цветного шёлка особым образом складываются в небольшие треугольные «ушки», а потом сшиваются между собой и превращаются в цветы и бутоны; в сердцевине таких «цветочков» обычно располагались блёстки и жемчуг).
При этом, несмотря на яркость декорирования калфака, важно понимать, что он никогда не был самостоятельным головным убором татарской девушки – поверх него всегда носился платок.

Интересны особенности калфака и в зависимости от семейного положения его обладательницы. Так, к примеру, у замужней женщины калфак должен был скрывать от посторонних не только волосы, но также шею, плечи и спину.

Конечно, когда всё вокруг меняется, странно надеяться, что национальный костюм останется неизменным. Так случилось и с традиционным калфаком, который уже во второй половине XIX в. стал претерпевать некоторые изменения.

Царица Сююмбике: от красивых легенд до исторических фактов
Каждый знает красивую легенду о царице Сююмбике. Однако некоторые факты из данной легенды искажены. Это и многое другое обсудили на конференции «Татарская царица Сююмбике: от исторической реальности до исторической памяти».
19.12.2019
33630

Сначала его шили преимущественно из однотонного бархата, а позже и налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе. Следующим этапом стало появление миниатюрных калфаков-наколок – особой разновидности старинного убора.

Особую популярность такие калфачки получили в начале XX в. Неизменным атрибутом по-прежнему оставалось наличие поверх платка (кстати, подобные сочетания можно встретить и на современных татарках на праздничных или народных гуляниях).

Такие наколки-калфаки быстро набирали популярность в том числе и благодаря промыслу, организованному предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. Так, в одной только Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».

Интересно, что самыми популярными узорами стали конечно же цветочные принты и изображения полумесяца и звёзд, в едином орнаменте они смотрятся органично.

Первенство же среди мотив принадлежит «золотому перу» с плавной ветвью, украшавшей верхнюю поверхность больших калфаков из бархата.

А у Вас в семье есть калфак? 

Социальные комментарии Cackle