Как вывести человека из-под влияния вербовщика?

Что делать, если ваш близкий человек попал под разрушительное влияние деструктивных культов? Как вернуть его к прежней, нормальной жизни, при этом сохранив его психику в порядке? Какие есть методы по выведению личности из-под влияния сект и асоциальных организаций? А какой из них наиболее эффективный?

Ранее мы рассказывали вам о том, что существует три наиболее эффективных метода по выводу личности из деструктивных организаций, среди которых метод противодействия Д.Берга ("семья"), стратегия депрограммирования и метод Стивена Хассена. Сегодня мы более подробной остановимся на последнем, который, по мнению специалистов, является наиболее безопасным и успешным способом возвращения личности к обычной жизни, выведения ее из-под влияния культа или любой радикальной группы.

В своей первой книге Хассен предложил модель BITE (англ.) – поведенческий контроль, информационный контроль, контроль мыслительного процесса и эмоциональный контроль для описания контроля над сознанием. Стивен Хассен был на передовых рубежах проблемы контроля сознания и деструктивных культов в течение более чем 23 лет. Его перу принадлежит издание шумно одобренной критикой книги «Борьба с культовым контролем сознания: Бестселлер-руководство №1 по защите, спасению и исцелению от деструктивных культов». Именно он первым разработал новую концепцию помощи пострадавшим от контроля сознания, названной «подходом стратегического взаимодействия».

Этот подход является эффективной и легальной альтернативой для семей в помощи жертвам культа. Хассен поставил своей целью обучение членов семьи и друзей как стратегически влиять на человека, вовлеченного в группу. За годы своей работы Хассен провел многочисленные тренинги и семинары для профессиональных психиатров, педагогов и работников правоохранительных органов, также как и для семей, в которых есть члены культа.

Прежде чем разобрать, как надо действовать близким и родным, выводя человека из деструктивной организации, необходимо понять саму суть воздействия культа на отдельно взятую личность, механизмы их работы и степень влияния на человека.

В первую очередь, не лишним будет обратиться к самому определению понятия «культ». Вот что говорит Вебстеровский Третий Новый Международный Словарь:

  1. Религиозная практика; богослужение.
  2. Обычно небольшой или узкий круг людей, объединенных сильной привязанностью (преданностью) к некоторой художественной или интеллектуальной программе, тенденции или фигуре (привлекающей ограниченную популярность).

По этому определению, большинство групп могут считаться культами. К тому же, культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности.

В свою очередь, деструктивный культ — это любая авторитарная иерархическая организация (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая), которая практикует:

  1. обманную вербовку;
  2. прибегает к использованию контроля сознания, чтобы сохранить своих последователей зависимыми и покорными лидеру и доктрине.

По этой модели, именно то, что группа делает, сама наполненность действий, придает ей деструктивный характер, а не ее неортодоксальные верования.

Вербовка в подобные организации, по Стивену Хассену, ведется с помощью двух методов: контроль сознания и "промывание мозгов". Когда речь идет о "промывании мозгов", то здесь характерна принудительность, физическое лишение свободы, зачастую использование пыток и прямого насилия. Вначале "промыватели мозгов" рассматриваются как враги, но в последствии именно они и формируют податливое поведение: ложные исповеди, признания.

Характерными чертами контроля сознания являются добровольное участие и сотрудничество. Изначально контролеры сознания рассматриваются в качестве добрых друзей, которые в ходе своих действий создают абсолютно новую идентичность (интернализация новых верований).

Контроль сознания может быть понят в свете четырех основных сфер: контроль поведения, информации, мышления (мыслей) и эмоций (чувств).

Рассмотрим каждый из этапов в отдельности.

Контроль поведения

  1. Регулирование индивидуальной физической реальности: где и с кем живет последователь культа; какую одежду, прически он носит, какие цвета предпочитает; какую пищу он ест; сколько ему позволяется спать; финансовая зависимость.
  2. Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.
  3. Необходимо спрашивать разрешение для важных решений.
  4. Награды и наказания.
  5. Отбивается охота к индивидуализму. Превалирует групповая мысль.
  6. Жесткие правила и предписания.
  7. Необходимость покорности и зависимости.

Контроль информации

  1. Использование обмана (лжи): умышленно утаивается информация, происходит ее искажение, чтобы сделать более приемлемой; открытый обман.
  2. Доступ к некультовым источникам информации сводится к минимуму или устраняется приверженность к ним: газеты, журналы, ТВ, радио; полное отсутствие критической информации; блокировка возможности общения с бывшими участниками; полное погружение участников в культовую деятельность настолько, чтобы они не имели времени думать.
  3. Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних доктрин: нет свободного доступа к информации; информация варьируется на различных уровнях и подразделениях внутри пирамиды; лидер решает, кто и что «должен знать».
  4. Поощряется слежка за другими участниками: объединение по парам по системе «приятельства» для наблюдения и контроля; доносительство лидеру об отклоняющихся от (культовых доктрин) мыслях, чувствах и действиях (поступках).
  5. Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды: бюллетени, журналы, газеты, аудиозаписи, видеозаписи; неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников.
  6. Использование исповеди: информация о «грехах» используется, чтобы уничтожить границы личности; прошлые грехи используются, чтобы манипулировать и контролировать — нет прощения или отпущения грехов.

Контроль мышления

  1. Необходимость интернализации (понуждение к восприятию) групповой доктрины как «Истины»: схема = реальность; жесткое деление на черное и белое, добро и зло, Мы против Них (групповое против внешнего мира).
  2. Принятие «нагруженного» языка (характеризующегося мыслительными клише).
  3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли.
  4. Техники прекращения мышления: отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительность (мышление желаниями); монотонное говорение; медитация; произнесение молитв; общение на «языках»; пение или гудение.
  5. Нет — критическим вопросам о лидере, доктрине или политике, признаваемой единственно правильной.
  6. Нет — альтернативным системам верования и признанию их правильными или хорошими.

Контроль эмоций

  1. Манипулирование и сужение спектра чувств личности.
  2. 3аставить людей чувствовать таким образом, что в любых проблемах всегда видели свою вину.
  3. Чрезмерное использование вины: Вина идентичности (личностной тождественности): кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом); откуда ты; твоя семья; твое прошлое; твои привязанности; твои мысли, чувства, поступки. Социальная вина. Историческая вина.
  4. Чрезмерное использование страха: боязнь мыслить независимо; боязнь «внешнего» мира; боязнь врагов; боязнь потерять свое «спасение»; боязнь природных бедствий.
  5. Крайности эмоциональных пиков и спадов.
  6. Ритуальное и часто публичное признание «грехов».
  7. Индоктринация фобии (внедрение в сознание страха): нет счастья или полноценности «вовне»; страшные последствия будут иметь место, если вы уйдете; не может быть оправданных причин для выхода (из культа).

Существует три стадии завоевания контроля над сознанием.

1. Размораживание

Характеризуется такими методами, как дезориентация, изменение диеты, медитации, монотонное говорение, лишение сна и приватности. Человека принуждают поставить под сомнение свою идентичность.

2. Изменение.

На этой стадии происходит создание и навязывание новой идентичности, другими членами, аудио- и видеозаписями, книгами и т.п.;

3. Замораживание (закрепление новых моделей поведения):

На этой стадии новая идентичность укрепляется. Происходит отказ от старой идентичности, в том числе имущества, осуществляется переход к культовой деятельности вербовке, сбору пожертвований и т.д.

Итогом такой вербовки становится наличие определенного вида проблем у жертв культового контроля сознания. Среди которых: крайнее нарушение идентичности, приступы паники и тревожности, депрессия, расстройства, связанные с посттравматическим стрессом, замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы, потеря друзей, семьи, духовное «насилие» над душой.

Люди покидают культы несколькими путями: уходят, их выгоняют, им советуют уйти (уходят по совету, в результате консультации). Здесь многое зависит от глубины, вовлеченности в группу, от опыта (был ли участником подобных культов ранее).

В процессе по выводу из культа и последующей реабилитации главную роль играет процесс, а семья и друзья представляют собой команду стратегического взаимодействия. Не должно быть абсолютно никакой критики, так как необходимо заручиться полным доверием человека. Предварительно нужно собрать всю возможную информацию о той секте, куда попал человек: когда возникла, кто стоял у истоков, кто и почему ушел, какую деятельность эта организация ведет, что говорят о ее лидере посторонние, сами сторонники секты. Эта информация позволит посеять зерна сомнения, и перед человеком встанет вопрос: слепая вера или, все-таки, знание? При выведении из деструктивного культа важно иметь портрет человек до и после попадания под воздействие вербовщика.

Важна работа с частями себя или с субличностями: обнаружение, принятие, обучение и интегрирование. Не лишним будет сделать письменный конспект впечатлений (опыта): временная линия, люди, события, места, рассортировав его при этом на позитивные, негативные и курьезные впечатления (переживания); восстановить мысли, чувства и поступки.

После выхода из культа человеку предстоит пересоздать свою личную жизнь: переделать личную историю, приобщаясь к новым людям, обретая умения, и приобретая силу действовать так, как хочется.

Основной (ключевой) принцип состоит в приобретении способностей (безопасности, доверия, новых взятых за образец умений), а не просто в повторном переживании травмы! Здесь важно и нужно обратиться к специалистам, встречаться и поддерживать общение с другими бывшими участниками культов.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle