В прошлых наших статьях мы освещали деятельность татарского предпринимателя и мецената Зинатуллы Ахсена Бёре, а также знакомили вас с жизнью британского лорда Хедли, который принял ислам и чуть не стал королем Албании. В данной статье мы не будем вдаваться в детальные подробности их биографий, а рассмотрим интересный факт, который связал этих двух видных личностей и стал важным событием в истории ислама в Финляндии.
Все началось в ноябре 1913 года, когда известный аристократ из Лондона лорд Хедли, урожденный барон Роуленд Джордж Аллансон-Винн, публично перешел из христианства в ислам, и принял мусульманское имя шейх Сайфуррахман Рахматулла Аль-Фарук. Это был первый в истории Британии мусульманин, который являлся членом Палаты лордов британского парламента.
Позже лорд Хедли настаивал на строительстве мечети в Лондоне и выступал в качестве защитника ислама в британских общественных кругах. Он дважды совершил паломничество в Мекку. Об обращении Хедли в ислам первым объявил основатель известной мусульманской миссии Уокинг, уроженец Индии Ходжа Камаладдин (1870–1932). Камаладдин стал главным соратником лорда Хедли в распространении ислама в Англии, для этого также была основана газета «Исламское обозрение» (The Islamic Review).
Чтобы познакомить англоязычных читателей с исламом, лорд Хедли написал три важные книги:
1. Западное пробуждение к исламу (опубликована в 1914 году).
2. Три великих пророка мира – Моисей, Иисус и Мухаммед (опубликована в 1923 году).
3. Сходство между первоначальной церковью Иисуса Христа и исламом (опубликована в 1926 году).
В 1920-е годы Зинатулла Ахсен Берё был успешным татарским предпринимателем, живущим в Финляндии в городе Тампере. Как многие представители татарской диаспоры в Финляндии, Зинатулла происходил из татарской деревни Актук (Актуково) Краснооктябрьского района Нижегородской области.
С юности одаренный Зинатулла стал заниматься торговлей. Сначала он переехал в Петербург, затем в Финляндию, в тогдашнюю Терийоки (совр. Зеленогорск), и в конце осел в Тампере, где сильно разбогател на продаже тканями и мехами.
По своим торговым делам он стал бывать в Лондоне. Без сомнения, во время своих поездок ему доводилось знакомиться с местными мусульманами. Скорее всего. он видел, насколько организованы мусульманские ассоциации и общины в Англии: Уокинг находится всего в нескольких десятках километров от Лондона. А мусульманская миссия Уокинга и ее мечеть, называемая «Меккой Запада», в то время были самым любимым местом для мусульманских туристов в Англии.
Даже если предположить, что Зинатулла Асен Бёре сам никогда не посещал мусульман Уокинга (отсутствует какая-либо переписка или прямое упоминание об этом), в любом случае, он должен был встречаться с местными мусульманами в Лондоне и читать их публикации.
Таким образом, Зинатулла Ахсен Бёре первый мусульманин, который попытался познакомить финнов с исламом. Какие цели он преследовал? Как финское общество восприняло книгу лорда Хедли? Об этом и многом другом можно будет узнать в одной из следующих наших статей.
Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями!
Продолжение следует …
Использованные источники:
1.Baibulat Muazzez. Tampereen Islamilainen Seurakunta: juuret ja historia. Tampere İslamMahallesı: nigızı ve tarihı. The Tampere Islamic Congregation: the roots and history. Jyväskylä, 2004.
2.Mikko Suikkanen. Yksityinen Susi Zinetullah Ahsen Bören (1886-1945) eletty - ja koettu elä. Yhteiskunta ja kulttuuritieteiden yksikkö Historian pro gradu-tutkielma. Huhtikuu, 2012.
3. Материалы мусульманской миссии Уокинга в Англии, 1855-1968.