По последним данным в Германии проживают около 4 миллионов мусульман, из которых только 1,8 миллиона человек имеют немецкое гражданство. Основная часть последователей ислама являются выходцами из Турции. Соответственно, турецкое название носит и крупнейшая исламская организация Германии - DİTİB (Diyanet işleri türk islam birliği – Турецко-Исламская ассоциация по религиозным делам).
На сегодняшний день в общей сложности в Германии имеются 206 мечетей и 2600 мусульманских молельных домов. Их прихожанами в основном являются этнические турки, боснийцы, арабы, албанцы и немцы.
Студентка Сара Йылдырым также турчанка по происхождению, однако родилась уже в Берлине. «Несмотря на то, что я родилась в Берлине, я невоспринимаю Германию как родину в полном смысле этого слова, моей родиной всегда остается Турция, - делится девушка своими чувствами. - Многие живущие здесь турки считают своей родиной Турцию, а не Германию. Однако парадоксально, но они же, тем не менее, не хотят жить в Турции из-за социально-экономической ситуации в нашей стране. Они довольны своей жизнью здесь, то есть в Германии».
Сара отмечает, что после событий 11 сентября в немецком обществе усилилась исламофобия, однако, как это случилось и в других странах, в то же самое время увеличился и интерес к Исламу. Именно в этот период, по ее словам, многие немцы (будь то атеисты или христиане) начали изучать Ислам. «У меня есть очень хороший друг, которого раньше звали Роберт, а теперь зовут Хузайфа. Он почувствовал интерес к Исламу, когда готовил доклад о религиях на занятиях по этике в школе, после чего стал мусульманином. Хузайфа три года учился в исламских учебных заведениях Сирии и Йемена, изучив арабский язык. Сегодня он говорит по-арабски даже лучше, чем по-немецки. Однако его близкие являются ультра-националистами по своим взглядам и поэтому не принимают его новой веры», - рассказывает Сара корреспонденту Islam-today.ru. В Сирии и Йемене Хузайфа очень много дискутировал с ваххабитами, а когда он вернулся в Германию, то старался удерживать новообращенных немецких мусульман от влияния ваххабитских организаций.
Вообще, по убеждению Сары, в последнее время в Германии увеличилось количество ваххабитских групп. Они особенно стараются привлечь к себе новообращенных немецких мусульман и радикализируют их. Их поведение зачастую становится причиной негативного изображения последователей ислама в местных СМИ, и на мусульман, проживающих в Германии, часто смотрят как на террористов.
Молодые мусульмане Германии обеспокоены ростом радикальных настроений среди новообращенных мусульман. В частности, они не разделяют восторга по поводу международно известного проповедника Пьера Фогеля, или Абу Хамзы, который приобрел определенную популярность и в российском интернет-пространстве. Этот деятель получил образование в Саудовской Аравии, после чего вернулся в Берлин и вместе с другими сторонниками идеологии ваххабизма создал свою общественную организацию. Они набирают учеников, отправляют их в определенные мечети, где те проходят обучение, и в конце каждого года сдают экзамены. Причем, как рассказывает нам Сара, данное обучение без должного разрешения осуществляется в формате вуза, выпускники которого получают "диплом" и считают себя специалистами, окончившими университет.
В целом, Германия считается одной из самых комфортных стран Евросоюза для мусульман. Известно, например, что в Гамбурге и в Берлине в дни двух главных исламских праздников правоверные имеют право не приходить на работу или в школу на учебу. Однако на деле оказывается, что в школе родители должны писать объяснительные для своих детей, а вопрос с рабочим днем остается на усмотрение руководителя организации.
Интересна и ситуация с хиджабом. Так, если на востоке страны закрытые женщины не подвержены каким-либо ограничениям, то в таких городах, как Кёльн и Мюнхен введены официальные запреты на ношение мусульманского платка сотрудницами государственных учреждений.
Стоит отметить, что Сара уже 1,5 года изучает русский язык, а в прошлом году в течение месяца практиковалась в Москве. Говорит, что проживающие в Германии мусульмане не так много знают о мусульманах России, за исключением того, что мусульмане есть на Кавказе. Однако в Берлине функционирует татаро-башкирская организация, которая, например, каждое лето проводит праздник «сабантуй». Участники празднества собираются в парке, играют в игры, поют песни. На последний сабантуй, который прошел в июне этого года, были приглашены артисты из Татарстана. «Вообще слово «татар» многие немцы увязывают с историческими монголами. По новостным выпускам и другим медиа-ресурсам можно сделать вывод, что российские мусульмане – это в основном чеченцы, и большая их часть является террористами», - рассказывает студентка. Сейчас Сара знает русский язык уже гораздо лучше и мечтает побывать в Казани и познакомиться с татарстанскими мусульманами.
Нурия Гибадуллина