Тайный язык жестов османского двора
В 1600-х годах при дворе османского султана находилось около 40 глухих слуг. Они были выбраны не случайно, а именно из-за этой своей особенности.
Глухие слуги были излюбленными товарищами османского султана, а их способность к общению жестами делала их незаменимыми для двора. Как писал, английский путешественник при османском дворе сэр Пол Рико:
«Этот язык немых настолько популярен при османском дворе, что почти никто не может передать его смысл, и он очень полезен для тех, кто посещает присутствие Великого синьора, так как перед ним считается неблагопристойным шептаться».
Глухие слуги учили своих помощников общаться с помощью знаков. Неизвестно, был ли их язык жестов полноценным, хотя сэр Рико предположил, что они «могут говорить и полностью выражать себя; не только для того, чтобы выразить свои мысли в известных вопросах, но и для того, чтобы пересказывать истории, понимать рассказы своей собственной религии, законы и заветы Аль-Корана, пророка Магомета, все, что может быть выражено обычным языком».
Другой европейский путешественник Оттавиано Бон, писал, что «как Великий синьор, так и окружающие его люди могут рассуждать и обсуждать с немыми что угодно».
Обычай молчания развился вместе с правилом уединения, установленным в 1470-х годах. Это правило было внесено в придворный этикет султана Мехмеда II, широко известного как Мехмед Завоеватель, после завоевания Константинополя в 1453 году. Книга церемоний допускала, что монарх редко появлялся на публике. В своих личных комнатах он принимал только особо важных сановников и послов.
Внутренний двор, где находил зал аудиенций султана, располагался в самом сердце дворца Топкапы. Дворец был устроен как матрешка или слоеный пирог: каждый двор и сад находились внутри предыдущего, и каждый последующий слой был более уединенным и тихим, чем предыдущий.
Это интересно: Исчезновение первого османского дворца: интересные факты
Спокойствие и тишина были главными характеристиками внутреннего пространства османского дворца. Считается, что именно тогда во дворце стал развиваться особый язык жестов.
Переступить порог третьего внутреннего двора было привилегией малого количества избранных. В комнате царила глубокая тишина, нарушаемая только тихим журчанием фонтана.
Там посетители должны были ступать мягко в знак страха и благоговения, чтобы ни малейшим шумом не потревожить султана. Тишина и уединение были важными средствами выражения величия султана перед его народом и гостями из других стран.
Один современный наблюдатель заметил, что, даже когда султан шествовал по улицам по пути к соборной мечети, парад проходил в такой прекрасной тишине и порядке, что, за исключением звука копыт лошадей, можно было бы подумать, что здесь нет ни души, хотя за процессией наблюдало бесконечное множество людей из разных стран.
Однако символическая сила, на которую претендовала практика уединения, привела к снижению фактической власти султана. До появления протокола об уединении султан сам отвечал за отправление правосудия и рассмотрение судебных дел.
По мере развития уединения эта власть была передана великому визирю. Пока сэр Пол Рико посещал османский двор и записывал свои впечатления от внушающей трепет власти султана, империей де-факто правил великий визирь Мехмед Кёпрюлю.
Это читают: Дворец, приютивший турецких султанов на целых 400 лет
Система уединения опиралась на давнюю традицию времен Аббасидского халифата, восходящую к VIII веку. В отличие от более ранних омейядских халифов, которые проводили публичные аудиенции до пяти раз в день, аббасидские халифы уединились за стенами дворца, проводя аудиенции только два раза в неделю и делегируя право вести пятничную молитву своим подчиненным.
Во время публичных аудиенций аббасидский халиф сидел за черной занавеской. На короткое мгновение занавес поднимался и открывал его лицо публике; затем снова опускался, скрыв халифа. Трепет, который публика испытывала при виде халифа, усиливался из-за строгого нормирования его присутствия.
Читайте также:
-
Али ибн Абу Талиб - четвертый праведный халиф
Ислам богат событиями, наполняющими его героическую и драматическую историю. Деятельность халифа Али (Али ибн Абу Талиб), ставшего четвёртым праведным халифом наполнена важными, с исторической и религиозной точки зрения, событиями.
Праведный халиф Али встречается в истории и под другими именами: Абу Хасан, Абу Тураб и Хайдар. Али был братом и зятем Пророка Мухаммада( мир ему и благословение Всевышнего!).
Фигура праведного халифа Али взошла на небосклоне истории Арабского халифата в самые тяжёлые для страны времена. Государство находилось в смутном положении, шла гражданская война. В такие периоды обществу нужны мудрые правители, способные остановить кровопролитие, привести в порядок государственные институты, наладить деятельность суда и вернуть страну в мирное русло.
Историческая роль халифа Али в Исламе
После убийства халифа Усмана, когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Заручившись поддержкой своих сподвижников, собрав армию, Али нанёс сокрушительное поражение войскам мятежников в битве под Басрой в 656 году, вошедшей в историю под названием «Верблюжья».
Страна заслуживала мира, но внутренние противоречия не давали возможности для её спокойного развития. Мятежные группировки в Египте и в Ираке под предводительством Му`авии ибн Абу Суфьяна начали открытый мятеж против халифа Али. Армия Али смогла одержать победу при Сиффине в 657 году, но до мира было ещё далеко. Образовавшаяся мятежная секта хариджитов восстала против халифа Али.
В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа. Армия Али смогла противостоять войскам Му`авии, но сам халиф попав в плен был убит.
После смерти праведного халифа Али в Исламе началось противостояние между суннитами и шиитами. Все усилия, попытки мудрецов Ислама устранить противоречия не привели к желаемому результату.
Четвёртый праведный халиф Али – выдающийся политический и религиозный деятель в истории Ислама и Халифата. В жизни сам Али пережил много значимых событий. Принятие Ислама, поддержка пророка и своего учителя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) в самые тяжёлые минуты его жизни, деятельность в качестве кади позволили Али стать тем, кем он вошёл в историю и заслужил любовь народа.
Природная мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.
-
"В Судный день никто не спасется, пока не ответит на эти 4 вопроса..."
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал свою умму: «В Судный день никто не спасется, пока не ответит на четыре вопроса:
• Как прожил...
-
Как мусульманину провести месяц Раби-уль-авваль?
Священный 12-й день месяца Раби-уль-авваль особенно важен для мусульман всего мира, так как в этот день родился тот, кто повел человечество из тьмы к свету, и тот, о ком Аллах сказал «благословение всем мирам». Маулид празднуется с большой приверженностью, трепетом и почтением.
-
Невероятно красивая съемка Медины в последнюю ночь Рамадана
Лучезарная Медина в последнюю ночь самого священного месяца мусульман.
-
Все о Ночи Предопределения: история, особенности и поклонение
Ночь Предопределения (Ляйлятуль-кадр) – одна из последних десяти ночей Рамадана. Эта ночь, которая по вознаграждению лучше тысячи месяцев, послана умме Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как одна из великих милостей. Анас ибн Малик рассказывал: «Когда наступил Рамадан, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
-
Можно ли за покойного читать Коран, если при жизни он употреблял спиртное?
Вопрос: принесут ли пользу покойному чтение за него Корана, зикра, раздача пожертвований (садака), если при жизни он не совершал намаз и употреблял спиртное?
-
Готовимся к Рамадану: я не читаю намаз, примет ли Аллах мой пост?
Немало и тех, кто в этом году будут держать пост впервые. В связи с этим у некоторых наших читателей может возникнуть вопрос: я еще не совершаю намаз, будет ли мой пост принят и есть ли смысл его соблюдать?
-
Самые популярные мусульманские имена для мальчиков и девочек
Мы подготовили для вас целый список красивых исламских имён для мальчиков и девочек, среди них есть и редкие имена, но многие из них в наше время звучат по-современному...