Среди русских фортов, построенных на границе с Казахской степью, Оренбургу и его мусульманскому поселку-спутнику Татарские Каргалы суждено было стать одними из ведущих центров исламского образования и мусульманской торговли в России.
Отчасти это происходило потому, что на протяжении XVIII века губернаторы Оренбурга стремились привлекать и удерживать торговцев из татар и из Средней Азии, а также активно продвигали мусульманские религиозные учреждения в Оренбурге и в Каргалах. Основной интерес для российских властей представляла торговля с Востоком.
Через четыре года после своего основания (1734 год) на месте современного города Орска Оренбург привлек множество купцов из России, в том числе казанского татарина Сагида бин Аита Хаялина (в русских источниках Сагит Хаялин) и нескольких купцов из Хивы.
Уже в 1735 году, узнав об Оренбурге, ташкентские купцы в Уфе изъявили свое желание организовать торговые ярмарки в новом городе. Они обязались приезжать в город с караванами каждый год.
К 1738 году торговля в Оренбурге значительно выросла. Русским и иностранцам разрешалось открывать любые заводы и фабрики, и, как это было до этого в Астрахани, «азиатам» и другим мигрировавшим туда разрешалось заниматься розничной торговлей.
Оренбургский губернатор Иван Неплюев переехал на территорию нынешнего Оренбурга в 1741 году. Два года спустя, при сотрудничестве Сагида Хаялина, они основали селение Каргали.
Сразу после перемещения Оренбурга на новое место имперские власти начали вкладывать значительные суммы в развитие инфраструктуры, которая могла бы привлечь купцов из Казахских степей и Средней Азии. Эта инфраструктура включала мечети и рынки, где купцы могли торговать, а власти собирать таможенные сборы.
Уже в 1743 году оренбургский губернатор И. Неплюев руководил строительством Менового и Гостиного дворов. Меновой двор, строительство которого было завершено в 1747 году, предназначался для бухарских купцов, в нем находился участок под названием «Азиатский дворик» с 98 магазинами и 8 складами.
Две мечети Оренбурга были построены в XVIII веке. Первая мечеть была построена, по словам Шигабутдина Марджани, «во времена князя Волхонского». Его строительство частично финансировалось за счет государственных средств и частично за счет пожертвований мусульман.
Еще была мечеть в Меновом дворе, построенная при Екатерине II, видимо, на государственные средства. Известно также, что Екатерина II также финансировала строительство медресе в Бухаре – медресе Эр-Назар.
К 1747 году татары и выходцы из Средней Азии начали постепенно селиться в Оренбурге. Как и в Сибири, российские власти поощряли постоянное поселение выходцев из Средней Азии в Оренбурге через коммерческие привилегии.
В 50-х годах XVIII века в Оренбурге проживало несколько семей бухарцев, хивинцев и «узбеков», а в апреле 1808 года в Оренбурге было 28 семей бухарцев, 3 из Ташкента и 2 из Хивы. К августу здесь проживало 58 семей выходцев из Средней Азии.
Татары и выходцы из Средней Азии также проживали в Сорочинске, Ильинке, Красногорском, Орске и Троицке. Во всем Оренбурге и его поселениях в тот год проживало 75 среднеазиатских семей.
Каргалы было еще одним поселением с постоянно проживавшими выходцами из Средней Азии. Вместе с татарским населением по состоянию на 1804 год здесь проживало двадцать семей выходцев из Средней Азии, пользовавшихся рядом привилегий, включая освобождение от военной службы.
В 1825 году здесь проживало 130 среднеазиатских семей. Бухарская и татарская общины были довольно тесно связаны. Дети бухарских отцов и татарских матерей получали статус оренбургских мещан и регистрировались в Башкирском казачьем войске.
Поскольку среднеазиатские купцы не могли торговать в центральных городах России, по указу от 1 декабря 1755 года они могли использовать для этого татарских купцов.
Татары также ездили в Бухару в качестве посредников русских купцов. Как мусульмане, они были освобождены от более высоких налогов, взимаемых с немусульман, торгующих в Бухаре.
Бухарские купцы и бухарские товары преобладали в торговле Оренбурга в XVIII-начале XIX веков. Торговля с Бухарой составляла примерно 90% центральноазиатской торговли Оренбурга, остальное – с Хивой. Бухара сохраняла это господство в Оренбурге до второй половины XIX века.
Медресе в Каргалах, Оренбурге и Троицке славились своим высоким уровнем богословского образования. Среднеазиатские ученые и литераторы также обосновались в Каргалах и Оренбурге.
Среди них был Иш-Нияз бин Шир Нияз бин Яр-Мухаммад аль-Урганчи, влиятельный богослов из Хорезма, умерший в Оренбурге в 1790 году. И несколько позже, в середине XIX века, бухарский историк Мирза Шамс Бухари (род. 1804).
Живя в Оренбурге, он написал историю династии Мангытов под названием «Байаны-хавадисат-и Бухара у Хуваканд у Кашгар».
Среди суфиев из Средней Азии можно упомянуть Искандара бин Каландара Суфи аль-Маргинани (ум. 1874).
Основные источники:
Исследования американского ученого Аллена Дж. Франка.