Мусульмане Эстонии: из истории татарской общины Нарвы

Дом татарской мусульманской общины в Нарве.

Дом татарской мусульманской общины в Нарве.

В прошлых наших статьях мы рассказывали об истории проникновения ислама в Северную Прибалтику и жизни татар в Эстонии в XIX-начале XX века. Продолжая данный цикл, нашу нынешнюю статью мы посвящаем жизни татар в эстонском городе Нарва в первой половине XX века.

В 1860-х годах татарские торговцы в основном обосновались в трех городах Эстонии – Нарве, Таллине и Раквере. Именно они составляли основную часть живущих здесь татар. Причем самой многочисленной считалась татарская община в Нарве. Подтверждением постоянного проживания татар в этих городах является возникновение в них во второй половине XIX века мусульманских кладбищ.

Из-за Первой мировой войны, последующего свержения царской власти, а также суматохи гражданской войны татарская община в Эстонии сократилась, однако не потеряла своей значимости. После распада Российской империи, 24 февраля 1918 года Эстония провозгласила свою независимость. Первая исламская община в независимой Эстонии была официально зарегистрирована в Нарве в 1928 году как «Нарвский Магометанский Приход» («Narva Muhamedi Kogudus»).

Датой создания «Нарвского Магометанского Прихода» («Нарва Җәмиг Исламиясе») можно считать 24 марта 1928 года. Именно в этот день в Нарве собрались татары-мусульмане из эстонских уездов Вырумаа, Тартумаа и Нарва. На этом собрании было принято решении о создании специального общества для защиты интересов мусульман Эстонии, основное большинство которых были татары. Кроме того, общество должно было заниматься сохранением культуры, традиций и языка татар.

Устав ``Нарвского Магометанского Прихода`` 1928 год.

Устав ``Нарвского Магометанского Прихода`` 1928 год.

Для этого была создана комиссия, которую возглавил Зиннатулла Сайфулла. Кроме него в комиссию вошли секретарь Сафа Низаметдин и казначей Мустафа Хайретдин. Особой энергичностью и рвением отличался Сафа Низаметдин, который только что окончил эстонскую среднюю школу и собирался поступать в Дерптский университет.

Он вместе с Зиннатуллой Сайфулллой разработал устав общества. Вот некоторые его пункты:

Вероучение и порядок духовных обрядов «Нарвского Магометанского Прихода»

Приход исповедует учение ислама, основные начала которых следующие:

1) Вера в Единого Бога и Его Пророка Магомета.
2) Молитва 5 раз в день и открытое богослужение в мечети в каждую пятницу.
3) Месячный пост в году.
4) Дарение 1/40 части имущества бедным.
5) Состоятельный магометанин обязан не менее одного раза в своей жизни предпринять паломничество в Мекку.
6) Почитание всех вероисповеданий.
7) Требование телесной и душевной чистоты.
8) Требование правды и справедливости во всех делах.
9) Оказание уважения согражданам и стремление быть полезным обществу.
10) Желание добра всем людям, в частности во всех делах оказывать уважение и почтение женщинам.

Позже татары купили в Нарве большой деревянный дом, который использовался для нужд общины, в том числе как мечеть и школа. Нарвская община старалась активно сохранять татарское национальное самосознание. В последующем второе исламское общество было зарегистрировано в 1939 году в Таллине (Таллинская религиозная ассоциация Магомета).

Продолжение следует…

Источники:
1. Устав «Нарвского Магометанского Прихода».
2. Янга милли юл. № 8-9, июль 1938.
3. Тоомас Абелине. Ислам в Эстонии. Таллин, 2008.

 

«Булгарские» святые и ученые в Средней Азии
Начиная с XVII века наблюдается рост контактов татар со Средней Азией. Во времена правления Петра I торговая политика России еще больше сблизила татар и среднеазиатских торговцев в казахских степях, а также привела к увеличению числа татар в городах Средней Азии, особенно в Бухаре и Ташкенте.
03.09.2021
566
Социальные комментарии Cackle