Метод ханафитского мазхаба
Имам Абу Ханифа (рахимахуллах) избегал случайного таклида (подражания) в суждениях. Его учитель Хаммад ибн Сулейман знал об этом. Так как Абу Ханифа вступал с ним в диспуты по разным вопросам, и не принимал ни одного мнения, с которым не соглашался его разум. Именно поэтому он считал свободным в том, что не было ограничено Кораном, сунной и фетвами сахабов. Он изучал высказывания табиунов, так как считал себя компетентным, и изучив все за и против, принимал решение.
Ибн Абдильбарр в своей книге «аль-Интика» в этой связи приводит следующий риваят: «Саид ибн Аруба рассказывал: «Я прибыл в Куфу и принял участие в меджлисе Абу Ханифы. Однажды он вспомнил об Османе ибн Аффане и жалея его долго призывал на него милость Всевышнего. Я сказал ему: «Я не вижу здесь никого кроме тебя, кто призывал бы на Османа милость». Как мы видим, он не потакал ни народу, ни правителям, не поддавался влиянию ни чрезмерной любви, ни ненависти. Он следовал тем путем, который считал правильным.
Свой метод, он объяснял следующим образом: «Все, что пришло от пророка – это истина. Таким же образом мы отдаем предпочтение тому, что было передано от сахабов. Что же касается остального, то и они специалисты, и мы специалисты». В одном из риваятов Яхья ибн Маин передает следующие слова Абу Ханифы: «Сначала, я обращусь к книге Аллаха. Если не найду там ответа, то обращусь к сунне посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Если и там не найду ответа, то обращусь к словам сахабов, и выберу из них то, что мне нужно. Если же дело дойдет до Ибрагима, Шаби, Хасана и Аты, то я, как и они прибегну к иджтихаду». Таков метод, на котором Абу Ханифа (рахимахуллах) построил свой мазхаб.
Конечно же, это не означает, что он никогда не брал высказывания табиунов. Наоборот, среди высказываний табиунов, он выбирал необходимые ему. В большинстве случаев, он отдавал предпочтение мнению Ибрагима ан-Нахаи. Даже можно сказать, что когда он не знал какому из двух мнений отдать предпочтение, он следовал мнению Ибрагима ан-Нахаи. Ученые науки «усуль-фикх» последующих поколений, более четко определили эти рамки. В соответствии с этим, доказательствами в усуль-фикхе ханафитского мазхаба, являются:
1- Коран;
2- Сунна мутаватир, машхур и ахад;
3- Иджма;
4- Мнение сахабов, если оно не противоречит кыясу;
5- Кыяс, урф и истихсан.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.
Читайте также:
-
Великие люди о пророке Мухаммаде (мир ему)
"Мухаммад (мир ему), оказал свое влияние не только на армии, законы, империи, народы и династии, но и на миллионы людей, более того, на престолы, божества, религии, идеи, убеждения и души. Рассмотрев все критерии, по которым может оцениваться величие человека, мы можем смело спросить: «Есть ли более великий человек, чем он?» Ламартин
-
Ду’а, которая помогает в победе над противником
Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) для того, чтобы одержать победу над противниками Ислама читал ду’а:
اللَّهُمَّ أَنْتَ رَبُّنَا وَ رَبُّهُمْ وَ قَلُوبُنَا وَ قَلُوبُهُمْ بِيَدِكَ وَ إِنَّمَا يِغْلِبُهُمْ أَنْتَ.
«Аллахумма анта раббуна уа раббухум уа кулубуна уа кулубухум би йядика уа иннама йагълибухум ант».
О, Боже! Ты являешь и нашим Господином и их Господином. Наши сердца и их сердца в Твоих руках. Наша победа зависит только от Тебя
-
Лукман - биография и сказания об исламском мудреце
В Коране есть сура (31-ая), названная именем исламского мудреца Лукмана. Это историческая личность, идеальный образ мусульманина. Согласно Корану, Аллах подарил Лукману мудрость. А причины этого подарка мы сейчас выясним.
-
Каким камнем был украшен перстень Посланника Аллаха (мир ему)?
По единодушному мнению всех алимов, ношение мужчинами серебряного кольца является разрешенным. Абдуллах ибн Умар (радыйаллаху анху) сказал: «Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) приобрел серебреное кольцо. Это кольцо он носил на пальце. Затем это кольцо перешло к Абу Бакру, затем к Умару, затем к Осману. И во времена Османа, это кольцо упало в колодец Эрис. На этом кольце было написано «Мухаммадуррасулюллах» (Муслим, Либас, 54).
-
ИНФОГРАФИКА: Как стать счастливым?
Во всех религиях мира говорится о таком духовном состоянии человека, как счастье, но что представляет собой счастье с исламской точки зрения?
-
Для чего паломники бросают камни в Джамарат?
Забрасывание шайтана камнями в долине Мина, является...
-
4 совета для результативной учёбы
Почему в Коране нередки обращения к «людям размышляющим» и «разумеющим»? Во многом оттого, что обучение в Исламе не просто приветствуется, но носит характер необходимого действия: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки» (Хадис Пророка, Мир ему; передали Табрани, Байхаки и другие). Доказано, что процесс усвоения новых знаний в буквальном смысле помогает нашему мозгу: развивает нейронные связи, повышает интеллектуальный потенциал, сохраняет мозг полноценно работающим, т.е. «разумеющим» до глубокой старости
-
5 причин, почему вам срочно нужно выучить имена Аллаха
Вы удивитесь, но каждый верующий может иметь особую привычку, которая улучшит их умственную работоспособность, увеличит физическую силу, а также принесет состояние внутреннего покоя. Но, к сожалению, многие верующие забывают об этом.