Архитектура города, построенного на воде
Почти все знают Венецию – город, построенный на воде. Даже те, кто никогда не бывал в Венеции или вовсе живёт на другом конце света, в своём воображении легко могут представить себе красоту и очарование единственного в своём роде города, являющего собой пример уникального искусства и необычной архитектуры.
Между прочим, сама по себе архитектура Венеции космополитична, объединяет в себе самые разнообразные стили: чистейшее готическое влияние с севера, романский характер, типичный для средневековой Италии, византийский и наиболее интересный для нас, исламский.
Отдельные формы оригинальной исламской архитектуры появились в Венеции и позже слились в единое целое с венецианской архитектурой. Это создало уникальный стиль, широко известный как Венецианская Готика, которую Отто Демус определил как стиль, имеющий сарацинский вкус, интегрированный с готическими темами.
До Джона Раскина и его труда, посвящённого анализу архитектурного элемента арок, считалось, что готические стрельчатые арки, идущие с севера, и те, что характерны для сооружений исламского мира, были практически идентичны.
Однако, говоря об исламском влиянии, мы не можем позволить себе ограничиться одной лишь архитектурой. Ведь для понимания причин и особенностей такого проникновения мусульманской культуры в Венецию нужно обратиться и к историческому, и географическому аспектам.
Причины проникновения мусульманской культуры в Венецию
Стоит отметить, что Венеция всегда была торговым городом, центром для переправки и реализации через морские пути Адриатики и Восточного Средиземноморья товаров с востока. Уже в XIX веке появились гипотезы о возможности венецианских торговцев импортировать и имитировать иностранные и исламские архитектурные элементы у себя дома.
С завоеванием Константинополя в 1204 году внедрение восточных элементов в Венеции было воспринято широкой публикой достаточно благосклонно.
Это внесло изменения в венецианское искусство и архитектуру, которое стало результатом перенятия новых стилей строительства, найденных в дальних уголках торговых путей Венеции, идущих до Египта и Сирии. Венеция нуждалась и хотела узаконить своё господство в Средиземном море, а потому импортировала восточные мраморы, колонны и капители, в том числе Александрийские элементы.
Торговля продолжалась даже после Крестовых походов и частичной оккупации Константинополя: Византийская столица стала Венецианской базой для торговли с Востоком, в частности с мамлюками, и Египтом. На первом этапе, между X и XII веками, Константинополь оказал сильное влияние не только на Венецию, но и на весь исламский мир. Именно поэтому в Венеции можно найти сооружения, напоминающие нам архитектуру Египта. Уже после 1180 года этот стиль стал более оформленным, включив в себя египетские и персидские черты. Венецианцы переняли арабские элементы и применили их в гражданской архитектуре. К примеру, стали появляться такие типичные элементы мечетей, как зубцы парапета.
Непрерывные путешествия на Восток и обратно домой, послужили эффективными каналами коммуникации, которые позволили сделать Венецию более открытой и доступной для восточных ценностей и культур. Истории, которые рассказывали вернувшиеся на родину путешественники, позволяли расширить знания о Востоке, в том числе через импорт архитектурных приёмов и элементов.
Ещё одним фактором, который мог оказать немалое влияние на появление исламских мотивов в венецианской архитектуре, является особенность местного населения, в котором доминировали купцы, ведущие торговые дела за Адриатикой. Неудивительно, что в скором времени сердце города стало центром влияния и ближневосточных ароматов, способствуя созданию тесных и прочных связей между коммерческой реальностью и архитектурой.
Нужно понимать, что проектировщик – это достаточно загадочная фигура, которая обладает соответствующими знаниями о направлениях в архитектуре, выражает глас своего времени, конкретного места, при этом достаточно открытая для новых веяний и коллабораций.
Раз уж мы начали говорить о предпосылках проникновения ислама в архитектуру Венеции, то отдельно стоит остановиться на геополитических событиях того времени. Процесс слияния восточных элементов с местными архитектурными предпочтениями средневековой Венеции уже тогда во многом состоялся благодаря развитой торговли и переселения мощей мучеников и святых. Такой союз сформировал образ Венеции как великого восточного торгового центра и святого города.
Дворец дожей
Реконструкция Дворца дожей в XIV веке привела к необходимости вспомнить былые торговые пути, чтобы достойно защитить торговое могущество Венеции на Востоке и ещё раз привнести в венецианских колорит великолепие мамлюкских султанов.
Именно с начала XIV века Венеция регулярно организовывала поездки на Восток, в том числе для укрепления связей с мамлюкским Египтом. Воспроизведение исламских архитектурных элементов дома, наряду с отсылками в отделке к архитектуре ближневосточных правительственных зданий, может отражать также и желание продемонстрировать силу Венеции как с коммерческой, так и с политической точки зрения.
С другой стороны, реконструкция Дворца Дожей стала своеобразным празднованием важной победы над введённым папством эмбарго.
У Венеции были сложные отношения с папой: Серениссима была раздавлена своей собственной реальностью и христианским наследием, противостоящим торговле с исламскими территориями. Концепция «архитектурного ориентализма», примененная в Венеции, может помочь нам решить такую непростую дилемму.
Ориентализм XIX века был основан на увлечении Востоком и взаимодействии с его культурой, но также опирался на колониализм, на идеологическое европоцентристское позиционирование.
Папство решительно выступало против торговли между таким христианским государством, как Венеция, и исламским миром. В 1320 году папство наложило эмбарго на любой вид коммерческого обмена с исламским миром. Венецианская экономика сильно пострадала от такого решения. При этом парадоксальное восприятие Венецией самой себя и её отношений с исламским миром было усилено ещё и тем, что город сильно зависел от торговых и дипломатических контактов с Ближним Востоком, но при этом по-прежнему гордился своим христианским наследием.
В 1344 году, после более чем 20 лет скорби, Венеция наконец убедила папу дать разрешение на отправку ограниченного флота кораблей в Египет в обмен на особые уступки папству. Венецианцы посетили мамлюкского султана и сумели восстановить свой привилегированный статус.
Как достоверно известно, именно в этот временной промежуток и был задуман проект нового Дворца дожей с его исламскими аллюзиями, которые позволяли передать весть о важной политической победе тем, кто был осведомлен о полемике с папством и был в состоянии понять символический смысл исламской архитектурной традиции, уходящей корнями в Венецию.
В частности, исламские элементы, найденные в районе Святого Марка, исследователи и архитекторы объясняют через множественность, повторение и бесконечность, традиционно используемые в исламской архитектуре для украшения абстрактной композиции, лишённой какого-либо, пусть даже схематического, изображения человеческой фигуры.
Венецианская и исламская архитектура разделяли концепцию пространства, задуманного как двумерное и текучее. Есть отдельные учёные, которые придерживаются мнения, что двухцветный ромбовидный мотив таких фасадов берёт своё начало ещё дальше на восток – от дворцов ильхана и монгольской архитектуры, являясь таким образом результатом влияния сельджуков в северном Иране.
Отсылки к исламской культуре можно встретить и во внутреннем устройстве Дворца Дожей, построенного вокруг большого резервуара с водой и предусмотренного для большой публики, что напоминает внутренний двор мечети и место для омовения. Дворец своим видом напоминает о великих религиозных комплексах султанов, которые знакомы любому, кто интересуется мамлюкским Египтом.
Хотя можно сузить хронологическое и географическое влияние исламского мира на Венецию до времени правления фатимидов и мамлюков в Египте, роль и размер исламского влияния на архитектуру требует более тщательных исследований.
Islam-Today