«Вот Мы показали Ибрахиму место Дома [Каабы и сказали ему]: «Не обожествляй ничего наряду со Мной и очищай Мой Дом [Каабу] [от идолов] для тех, кто совершает таваф, [полноценно] выполняет намазы, кланяется в поясном и земном поклоне». И объяви людям о хадже. Пусть они придут к тебе пешком и на худых верблюдах из самых отдаленных мест [земли]» (Аль-Хадж, 22:26-27).
Хадж представляет собой одну из пяти основ ислама. Он совершается в определенные дни года путем посещения Каабы с целью поклонения. Хадж стал обязательным, фардом, на девятый год хиджры. Каждый мусульманин, у которого имеются необходимые средства и условия, должен обязательно совершить этот вид поклонения. Такое установление содержится в аяте:
«…Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь…» (Ãли Имран, 3:97).
Хадж − это поклонение, имеющее материальные и духовные, индивидуальные и социальные аспекты. С одной стороны, хадж является показателем искренней преданности человека Аллаху и Пророку (с.а.с.), всем основам имана. С другой стороны, это та сфера, где мы можем встретить и сами проявить такие добродетели, как искренность, терпеливость, братство, любовь, уважение, жертвенность, взаимопомощь и т. д.
Хадж является одним из самых древних видов поклонения, известных еще до появления ислама. А Кааба − это первое здание, построенное на земле для поклонения Аллаху.
В аятах повествуется о том, как пророк Ибрахим со своим сыном Исмаилом завершили строительство Каабы, и наш Господь велел им содержать его в чистоте, чтобы люди могли посещать его и поклоняться в нем. Он повелел им пригласить людей в Мекку для совершения хаджа. Те, кто прислушается к этому призыву и предадутся от чистого сердца, окажутся в месте претворения в жизнь религиозного братства, о котором в Коране сказано: «Поистине, верующие − братья»( Аль-Худжурат, 49:10). Поэтому Кааба является центром, обеспечивающим дружбу и братство всех верующих, где все они сливаются воедино.
Совершение хаджа имеет особое место среди всех видов поклонения. Потому что хадж осуществляется совместным поклонением верующих, которые каждый год в одно и то же время и в одном месте образуют один всемирный джамаат.
Присущее всем религиям восприятие священного времени и места, в исламе проявляется в совершении хаджа.
Во время хаджа каждое посещаемое место и каждое совершаемое действие имеют особое символическое значение. С одной стороны, хадж символизирует путешествие верующего человека в своем внутреннем мире для достижения Абсолютной Истины, его возвышение среди множественности (касрет) к единичности (вахдет). С другой стороны, собрав в одном месте миллионы людей, сердца которых бьются с одними и теми же мыслями, и чувствами, хадж олицетворяет собой возвращение от единичности к множественности. В связи с этим, хадж демонстрирует равенство всех верующих, которые, исходя из добрых и чистых побуждений, отбрасывают все мирские различия и оставляют позади все земные блага.
Все мы являемся детьми достопочтенных Адама и Хаввы, и во время хаджа у нас появляется уникальная возможность почувствовать свое родство со всеми людьми. Эта повторяющаяся каждый год картина всемирной встречи всех верующих показывает их единение и сплоченность. Люди, приехавшие из разных стран, разные по языку, расовой принадлежности, цвету кожи, культуре, национальности, социальному статусу и экономическим возможностям, облачаются в одинаковые одежды (ихрам) и совместно произносят дуа, выполняют намаз, таваф, хождение между вершинами гор Сафа и Марва и другие виды поклонения.
Многомиллионный людской поток движется из Мекки в Арафат, из Арафата в Мудзалифу и Мину. Все это в какой-то мере напоминает сбор людей перед Всевышним Аллахом. Таким образом хадж собирает верующих на святой земле и подготавливает их к встрече в вечности.
Те, кто входит в ихрам, произнося при этом в один голос тальбию: «О Аллах! Повелевай мною! Я последовал за Твоим призывом», от чистого сердца подтверждают свое подчинение повелениям Аллаха, у Которого нет равных и Которому принадлежит вся власть, все блага.
Совершая это поклонение, верующий испытывает радость от устремленности всей душой к Аллаху, от нахождения в тех местах, где родился и жил Посланник Аллаха (с.а.с.), где он со своими сахабами пережил столько трудностей. Также он радуется тому, что является мусульманином и может познакомиться со своими братьями по вере, прибывшими со всех концов света.
Хадж, как вид поклонения, содержащий в себе такой глубокий смысл, является одним из фардов ислама. Он имеет древние исторические корни в призыве пророка Ибрахима, через эпохи дошедшем до нас. Мы обязаны проявить материальное и духовное старание, чтобы принять это приглашение пророка Ибрахима и помнить о следующих словах нашего Пророка (с.а.с.): «Кто совершит хадж, остерегаясь от дурных дел и противостояния Аллаху, тот очистится от грехов и будет в таком безгрешном состоянии, как будто он только что родился» (Имам Бухари, «Книга хаджа», 4).
Читайте также:
Для тех, кто мечтает, но не может совершить Хадж...