Европа переживает самый серьезный миграционный кризис с момента окончания Второй мировой войны. Миллионы выходцев из Ближнего Востока, Африки, Центральной Азии устремляются на территорию Европейского Союза, полагая, что найдут там спасение от военных конфликтов и экономических неурядиц.
Вместе с ростом миграционного потока в Европу и увеличением террористической угрозы на политическую авансцену выходят крайне правые политические силы с жесткой антимиграционной, исламофобской риторикой. Их голос становится все громче, конвертируясь в существенную электоральную поддержку во время очередных выборов. Политики с крайне правого и консервативного лагеря играют на страхах людей, связанных с беспокойством по поводу сохранения своей идентичности и привычного уклада жизни. Кроме того, все большую тревогу начинает вызывать вопрос безопасности. Недавние теракты в Париже, Брюсселе, Ницце, немецких городах подлили масла в и без того не потухающий огонь.
Проблема, связанная с необходимостью обуздания потоков беженцев, не сходит с политической повестки последние несколько лет, особо актуализировавшись в последние два года. В связи с этим мы решили обратиться за экспертным мнением по этому вопросу к специалисту в области политической демографии, доценту Казанского федерального университета Василю Сакаеву.
- Какие методы решения миграционного кризиса в Европе в настоящее время есть? И какие из них являются наиболее предпочтительными?
В ЕС обсуждались и реализовывались несколько подходов к решению проблемы массовой нелегальной миграцией. Первый подход заключался в попытке создания механизмов, препятствующих проникновению мигрантов еще на территориях их исхода. Речь идет об африканском побережье Средиземного моря. Тогда европейские правительства пытались выстраивать отношения с Муаммаром Каддафи, с тунисскими властями. С ними были достигнуты договоренность, поскольку поток мигрантов шел из побережья Ливии и Туниса уже давно. В настоящее время эти механизмы уже не работают, так как ситуация на ливийской территории плачевна.
Кроме того, появился новый маршрут движения – через Турцию. Здесь также Европейский Союз пытается выстроить на дальних рубежах систему контроля за нелегальной миграцией. Неоднократно велись переговоры с турецким президентом Эрдоганом. Однако несостоявшийся военный путч изменил ситуацию в невыгодную для ЕС сторону. Механизм контроля на дальних рубежах был испробован, однако в полной мере себя не оправдал. При этом на его реализацию были потрачены значительные финансовые ресурсы.
Суть второго подхода заключался в попытке не допустить входа кораблей с беженцами в территориальные воды ЕС. Здесь, весьма показательной, выступает следующая ситуация. У берегов Италии корабли с беженцами, как правило, садятся на мель. Почему это делается? Если человек нелегально пересекает итальянскую границу, то его арестовывают и высылают обратно. Если человек попал в критическую ситуацию в территориальных водах Италии, и к нему на помощь пришла пограничная служба, то он получает особый статус. Такого человека даже нельзя задерживать.
Проверяют его документы, выясняют обстоятельства его попадания на территорию Италии, однако сам он остается без надзора. В этот момент он просто теряется. Поэтому ставится задача перехватывать корабли с беженцами до входа их в территориальные воды Италии. Но данная схема также порождает массу вопросов. Например, не всегда удается перехватить корабли с мигрантами. Даже если удастся это сделать, непонятно что делать с ними дальше – отправить их обратно? Куда? То есть эта схема также не всегда работает.
Другой подход продемонстрировали ряд европейских стран и, прежде всего, Венгрия, которая даже выстроила на границе целую стену. Это тоже оказалось недейственным, потому что поток беженцев просто обошел ее. Как показывает исторический опыт, никогда и нигде строительство физических заграждений не останавливает потоки людей. США пытались строить стену на границе с Мексикой – ни к чему хорошему это не привело. Римская, Китайская империи также предпринимали такие действия. Итог везде один – все подобные попытки были обречены на провал.
Венгерское правительство решило криминализировать незаконное пересечение границы. Теперь венгры арестовывают беженцев и заключают их в тюрьму. Подобные меры также вызывают массу вопросов. Примечательно то, что люди, которые пересекали границу с Венгрией, не собирались там оставаться. Их путь лежал дальше – в Германию и Францию. То есть аресты и задержания нелегальным мигрантов, только создали дополнительные проблемы для венгерского правительства. Кроме того, действия венгерского правительства противоречат нормам Европейского Союза. Поэтому трудно представить, что где-либо еще в Европе могут быть применены подобные меры.
В настоящее время рассматривается вопрос разделения беженцев на категории, и начать высылку части беженцев. Пытаются выделить отдельно людей, которые прибыли из стран, где действительно существует риск их жизни из-за военной обстановки. В этом случае речь идет о Сирии, Ливии, Ираке. Поэтому, скажем, беженцы, прибывшие из Эритреи, Афганистана и других стран, которые не отнесены к зонам боевых действий, лишаются права на получения убежища в Европейском Союзе. Кроме того, рассматривается такой критерий, как страна, откуда прибыл беженец на территорию ЕС. Если он напрямую прибыл с территории Сирии, то тогда человек получает право на убежище.
Если же беженец прибывает из территории Турции – безопасной страны, где его жизни напрямую ничего не угрожало, соответственно, право на убежище в ЕС у него теряется. Но даже при депортации европейские службы стараются отслеживать судьбу высылаемых людей, что связано с приоритетом соблюдения прав человека. Правительства европейских стран не могут массово куда-то отправлять нелегальных мигрантов
В настоящее время я не вижу в настоящее время эффективных методов решения миграционного кризиса в Европе, по-видимому, правительствам европейских стран придется взять курс на адаптацию и интеграцию прибывших контингентов.
-Насколько долго может продлиться кризис? Можно ли сказать, что пик кризиса миновал?
По экспертным оценкам, на средиземноморском побережье Африки и Ближнего Востока в настоящее время находится порядка 20 миллионов беженцев. Эти люди могут иметь намерение, тем или иным путем, попасть на территорию Европейского Союза. Говорить о том, что кризис миновал, пока не приходится. Более того, тяжелая экономическая ситуация, которая складывается в зонах, где нет непосредственного конфликта, например, в Сомали, Судане, Эритреи и ряде других африканских стран, также вынуждает людей покидать родину. В этих странах нет открытых боевых столкновений, но там удручающая экономическая ситуация, которая заставляет людей отправляться на поиски лучшей доли. Прогнозировать, что произойдет изменение этих факторов, выталкивающих население, тоже пока не приходится. Поэтому потоки мигрантов будут нарастать, при этом доля людей, прибывающих из относительно безопасных, но с низким уровнем экономического развития стран, будет также увеличиваться.
Я не могу быть уверен и в том, что пик кризиса миновал. Хотя, конечно, это можно будет определить только летом, когда снова откроется навигация. Только тогда можно будет понять, насколько поток людей изменился в количественном выражении. Тот неласковый прием, который мигранты встретили в Европе, в определенной степени охлаждает пыл желающих отправиться туда. Но те люди, кто уже вложили некоторое время назад в это деньги, будут пытаться попасть на территорию ЕС и обосноваться там. По многочисленным публикациям в прессе, известно, что беженцам отправиться в Европу стоит нескольких тысяч долларов. Эти деньги собираются семьей, племенем, они уже потрачены. В этой ситуации маловероятно, что человек повернет назад. Поэтому преждевременно говорить, что кризис миновал, поток беженцев не исчез. Однако только по сравнению с данными 2017 года уже можно будет уверенно делать какие-то выводы в этом плане.
- На России ситуация с миграцией из Ближнего Востока и Африки как-то может отразиться?
Мы знаем, что были случаи, когда сирийские и афганские беженцы пытались через территорию России попасть на территорию Финляндии либо Норвегии. Это были единичные случаи, я не думаю, что поток людей именно из зон военных действий будет большим. Однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе Россия может столкнуться с потоком мигрантов.
Основной поток, вероятно, будет идти из Центральной Азии. Различие в уровнях демографического развития, высокие показатели рождаемости, молодая структура населения, избыточность населения, политическая нестабильность, экономическая рецессия – это все будет создавать предпосылки для такого потока в Россию. Он будет идти через юг, где российские границы не так хорошо защищены. Возможно, какие-то потоки будут идти и из Африки, но не в ближайшее время. С точки зрения демографии, численность африканского континента удвоится в течение первой половины XXI века. Избыточное население, вероятно, будет направляться и по другим направлениям, а не только в Европу. Россия может стать, если не основным, то одним из ключевых направлений.
Тем более у нас сейчас растет количество иностранных студентов, начинают формироваться какие-то диаспоры. В этом отношении Татарстан пока не является показателем в отличие, например, от Москвы или ряда других регионов. Поэтому Россия с подобной проблемой в среднесрочной и долгосрочной перспективе тоже может столкнуться. Но маловероятно, что нынешние потоки мигрантов повернут из Европы в российском направлении. Косвенно ситуация с беженцами повлияла и на международное положение России. Европейские правительства в большей степени были озабочены именно этой проблемой, чем, например, кризисом на Украине. Это позволило некоторые спорные вопросы в данном направлении отодвинуть на второй план.
- Как нынешний миграционный кризис может сказаться на демографической ситуации в Европе? Разделяете ли вы алармистские суждения о том, что выходцев из мусульманских стран в Европе станет вскоре так много, что они превратятся в большинство?
Не секрет, что ведущие страны ЕС (Германия и Италия) в демографическом отношении очень старые. Эти страны уже называют «престарелым домом Европы». На этом фоне Германия только в том году приняла миллион беженцев, значительную часть которых федеральное правительство рассматривает в качестве потенциальных будущих резидентов, может быть, даже граждан ФРГ. Нам преподносят информацию с точки зрения алармистских настроений («мигранты пристают к женщинам», «грядет исламизация Европы» и так далее), но трезвые умы смотрят на эту ситуацию иначе. Они рассматривают беженцев и мигрантов как необходимую рабочую силу, которая должна поддержать экономическое развитие. То есть далеко не все видят демографическую угрозу в нынешних процессах. Важен и такой аспект. В той же Германии проживает порядка трех миллионов турок и курдов, добавился еще миллион сирийцев, эритрейцев, ливийцев, афганцев и т.д. Это привело к существенному увеличению мусульманской диаспоры.
Однако даже в этом случае эти люди не представляют демографической угрозы, потому что едва ли не 90 процентов населения все равно составляют этнические немцы. Известно, что первые два поколения мигрантов отличаются от коренного населения более высокими показателями рождаемости. У этих людей большей детей, однако через два поколения показатели рождаемости выравниваются.
При этом исламское присутствие в странах Европы становится важным социально-политическим фактором, не учитывать который становится невозможно. Мусульманские диаспоры в этих странах уже стали значительными, они не будут консервироваться в гетто. В политической сфере мусульманское присутствие уже ощущается весьма зримо – в кабинетах министров и законодательных собраниях появляются мусульмане. Градоначальниками (например, Лондона, Роттердама) становятся выходцы из мусульманских общин. Я считаю, что демографической угрозы никакой нет, но в политическом плане мусульмане становятся силой, с которой нельзя не считаться. Кроме того, есть такой момент, который мало учитывают у нас.
Когда я был в Италии, я столкнулся с несколькими случаями, когда мигранты из ислама переходили в христианство. Выходцы из Марокко, совершенно по-инструменталистски относились к религии, меняли ее для лучшей социализации, обретения связей, выстраивания карьеры. Да, этот процесс не является масштабным, но он позволяет в некоторой степени сглаживать углы. При этом ведь и в потоках беженцев не все являются мусульманами. Из Сирии прибывало большое количество христиан, езидов, язычников. Поэтому я далек от мысли, что поток беженцев исламизирует Европу, но значение самого исламского фактора несомненно будет увеличиваться.
Подготовил Айдар Зиннатуллин