Опрос, проведенный Pew Research среди 5000 мусульман из пяти стран мира выявил сходства и различия суннитского и шиитского отношения к экстремизму, сектантству и религиозной практике.
Страх перед экстремизмом
Как сунниты, так и шииты, выразили озабоченность по поводу экстремистских групп, причем две трети всех мусульман в Ираке и Афганистане демонстрируют наибольшее беспокойство по этому поводу. Половина всех мусульман в Ливане выражает то же беспокойство, в то время как только четверть мусульман в Иране заявили, что страдают от таких тревог. Только 6% мусульман в Азербайджане заявили, что это представляет проблему в их стране.
В целом, несмотря на то, что шииты являются меньшинством в мусульманском мире в целом, они выражают меньшее беспокойство, чем сунниты касательно экстремизма, особенно в Ираке, Иране и Ливане. Сунниты и шииты в Афганистане и Азербайджане продемонстрировали небольшое различие в этом вопросе.
Страхи касательно сектанства
Исследования не выявили корреляции между свободой вероисповедания и сектанством. 90% всех мусульман в Ливане заявили, что имеют свободу вероисповедания, но две трети по-прежнему говорят, что сектанство является главной проблемой в их стране. С другой стороны, только половина мусульман в Ираке чувствуют, что имеют свободу вероисповедания, причем сунниты чувствуют себя немного более зажатыми по сравнению с шиитами, но опасения по поводу сектантства немного меньше, чем в Ливане. Эта цифра еще ниже в Афганистане и Иране, где только 44% суннитов заявили, что они имеют право на поклонение в отличие от 88% иранских шиитов.
Шииты в Ираке, Иране и Ливане 27-33% реже, чем сунниты беспокоятся о сектантстве, в то время как существует небольшая разница между двумя течениями в Афганистане. В Азербайджане, сектантство, как правило, не рассматривается как проблема.
Религиозные взгляды
Три четверти шиитов и суннитов в Афганистане, Ираке и Иране отметили, что религия очень важна для них. Небольшое различие было отмечено между суннитами и шиитами в Азербайджане, где чуть менее половины всех мусульман заявили, что являются религиозными. В Ливане две трети суннитов ответили положительно на этот вопрос, по сравнению с половиной шиитов. Кроме того, в Афганистане 15% шиитов реже молятся на ежедневной основе, чем сунниты.
Религиозные различия
Есть определенные различия в религиозных практиках, в первую очередь касательно почитания святых и умерших. В то время как девять десятых шиитов заявляют, что приемлемо посещать гробницы, 72% суннитов не согласны с этим. Хотя большинство суннитов и шиитов считают неправильным взывание к умершим предкам за помощью, шииты в Ираке, Афганистане, Азербайджане и Ливане в целом более вероятно, чем сунниты, поддерживают данную практику. В Иране сунниты и шииты участвуют в таких ритуалах на равном уровне.
Кроме того, некоторые действия, которые выполняются некоторыми шиитами в день Ашура в память убитого внука пророка Мухаммада (мир ему и благословение), Хусейна, не практикуются суннитами, хотя многие сунниты держат пост в этот день, также как и шииты.
Общие черты
Сунниты и шииты верят в одно божество, Аллаха, считая, что Ему нет равных. Представители обоих течений верят в Священное Писание, ангелов, посланников, Рай и Ад.
В то время как уровень религиозной приверженности варьируется в зависимости от конкретного случая, сунниты и шииты как правило молятся на ежедневной основе и постятся в месяц Рамадан.
Worldbulletin