Одним из загадочных аспектов связей татар с Бухарой является то, что сохранилось лишь небольшое количество воспоминаний, посвященных опыту татарских шакирдов в городе и в Средней Азии в целом.
Пожалуй, наиболее подробное описание Бухары можно найти в «Тарих-и Барангави», где Ахмад аль-Барангави предоставляет обширную информацию о дяде своего отца и о своем собственном опыте в Средней Азии.
Юсуф Акчура в своем биографическом трактате о Галимджане Баруди подробно описывает опыт этого ученого в 1870-х годах. Шигабутдин Марджани также подробно рассказывает об опыте своего отца в 1812–1813 годах, а биограф Шигабутдина Марджани Шахар Шараф посвятил несколько глав времени Марджани в Бухаре и Самарканде в 1830–1840 годах.
Гаяз Исхаки в статье, посвященной Шигабутдину Марджани, отдельно упоминает об интересных фактах из жизни ученого в Бухаре.
В этих рассказах татарские богословы и их биографы, как правило, очень лаконично описывают опыт в Бухаре. Нет никаких сомнений в том, что поездка в Бухару была большим престижем для молодых богословов.
Путешествие обычно требовало финансовой помощи и поддержки не только со стороны семьи молодого человека, но часто и со стороны мусульманской общины в целом.
Также махалля считалась более престижной, если ее имам был выпускником бухарского медресе, и поэтому община нередко оказывала дополнительную помощь желающим поехать туда учиться.
В большинстве воспоминаний татарских богословов, учившихся в Бухаре, авторы ясно дают понять, что решение поехать в Бухару для учебы в конечном итоге было их собственным.
Ахмад аль-Барангави указывает, что он пришел к такому решению в возрасте 21 года, когда учился в Казани, и отправился в Бухару через три года.
Поэт Мухаммедсадик бин Шагиахмад Иманколы, чей отец учился там у Ата бин Юсуфа аль-Бухари, написал в биографическом стихотворении, что он совершил путешествие в Бухару в 1885 году в возрасте 14 лет с искренним желанием там учиться.
Некоторые татарские богословы оказывались в Бухаре в качестве беглецов и продолжали там свое обучение. Так было с Салимом бин Габдрахимом ас-Сабави (ум. 1808 г.), который присоединился к повстанцам во время восстания Пугачева, а в 1774 г. был вынужден бежать в Бухару, где затем прославился своими знаниями фикха.
Интересно: Шакирды Бухары: как много татар там обучалось?
Габдулхалик бин Ибрагим аль-Курсави, брат Габденнасыра аль-Курсави, приехал в Бухару в качестве купца, но, тем не менее, воспользовался случаем, чтобы изучать суфизм под руководством шейха Ниязкули ат-Туркмани.
В остальном многочисленные биографические источники почти никогда не раскрывают личных мотивов или контекста решения поехать. Они обычно указывают просто на то, что такой-то и такой-то приехал в Бухару.
Время от времени встречаются сведения о советах, которые шакирды получали перед поездкой в Бухару.
Фахрутдин бин Мустафа ан-Нурлати (1806-1891) получил следующий совет от своего учителя, имама Абубакра бин Юсуфа в Казани: «Студенты возвращаются из Бухары, лишенные практики чтения Корана. Так что практикуй чтение Корана! А по возвращении из Бухары отказываются пожать руки находящимся здесь шейхам. Так что найди в Бухаре шейха и возьми его за руки!»
Таким образом, воспоминания татарских богословов о Бухаре и Средней Азии крайне редки и представляют собой важный исторический источник. Будем надеяться, что по мере изучения новых рукописей их количество будет расти.
Основные источники:
1. Исследования американского ученого Аллена Дж. Франка.
2. Гаяз Исхакый. Әсәрләр 15 томда. 11 том, 2011.