Заброшенный город, в который запретил входить Пророк Мухаммад (ﷺ)

В Священном Коране говорится: «Жители Хиджра тоже сочли лжецами посланников. Мы даровали им Наши знамения, но они отвернулись от них» (сура «аль-Хиджр», аят 80-81).

Многие мусульманские путешественники при планировании своих вояжей в Иорданию и Саудовскую Аравию сомневаются в допустимости посещения местных достопримечательностей, а именно иорданской Петры и местности Мадаин Салих. Их сомнение понятно, ведь возведены эти города были народами, которых Всевышний Аллах наказал истреблением и уничтожением всего, что ими было воздвигнуто.

Строители Петры – выходцы из государства Набатеев. Строители Мадаин Салиха, известного также как аль-Хиджр, также набатеи в соавторстве с самудянами, к которым был отправлен Пророк Салих (мир ему).

В последнее время правительство КСА значительно расширило возможности туристов, прибывающих в Саудию, разрешив, в том числе, посещать с туристическими целями Мадаин Салих.

Мадаин Салих – памятник архитектуры рубежа I в. до н.э и I в.н.э. Строителями основного комплекса Мадаин Салиха являются набатеи, а самудяне возвели здания на северо-востоке аль-Хиджра, в горах аль-Аслаб.

Когда Посланник Аллаха (мир ему) в сопровождении сподвижников выдвинулся в поход на Табук, их путь пролегал мимо Мадаин Салиха. Проходя в его окрестностях, Досточтимый Пророк (мир ему) повелел сподвижникам ускориться, чтобы поскорее пройти эти земли и ни в коем случае не заходить в дома, расположенные здесь. Причина в том, что эту местность населяли народы, уничтоженные Всевышним Аллахом за их грехи и неверие.

Некоторые сподвижники в том походе успели набрать воды из местных колодцев и замесить на той воде тесто для хлеба. Посланник Аллаха (мир ему), узнав об этом, повелел вылить воду, а тесто скормить верблюдам, но только не есть его самим.

Мадаин Салих – памятник архитектуры, принадлежащий как представителям цивилизации набатеев, так и самудянам. И те, и другие были известны тем, что вырубали свои жилища и дворцы в скалах. Об этом в Коране говорится следующее:

«Неужели ты не видел, как Господь твой поступил с адитами — народом Ирама, обладавшим колоннами, подобных которому не было сотворено в городах? С самудянами, рассекавшими скалы в лощине?» (сура «аль-Фаджр», аяты 6-9).

А также:

«Неужели вы будете оставлены в безопасности среди того, что есть здесь, среди садов и источников, среди посевов и финиковых пальм с нежными плодами, и будете искусно высекать в горах жилища?

Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне, и не слушайтесь повелений тех, кто излишествует, кто распространяет на земле нечестие и ничего не улучшает»» (сура «аш-Шуара», аяты 146-152)

 

Таким образом, возникает путаница. Предостережение Пророка (мир ему) относительно посещения местности, населяемой в прошлом самудянами, касается только аль-Хиджра – руин на горе аль-Аслаб, в то время как Мадаин Салих – это не только руины аль-Хиджра, но и более поздние руины, воздвигнутые, как и Петра, набатеями. По прошествии веков и те, и другие руины стали называться Мадаин Салих.

Самудяне были первыми обитателями Мадаин Салиха. Впервые они поселились на Юге современной Саудовской Аравии, а затем двинулись вглубь полуострова – на север. Первые упоминания о них появляются в 715 году до н.э в записках ассирийского короля Саргона II.

Самудяне селились на склонах горы аль-Аслаб и вырубали в ее толще для себя жилища и дворцы. Основной расцвет их приходится на VIII до н.э. Именно в этот период они самые значимые исторические памятники – здания в скалах и наскальные надписи, выгравированные на камнях, встречающиеся даже в центральной Аравии.

И, тем не менее, однажды они просто исчезли, не оставив после себя упоминаний среди более поздних историков. Объяснение тому находится в Коране, и это – гнев Аллаха и Его воздаяние за грехи. Начиная уже с III века до н.э. территорию Мадаин Салиха населяют представители могущественного арабского царства Лихьян.

И только в первом столетии нашей эры в Мадаин Салих приходят набатеи. Регион попадает во владычество набатейского правителя Аретаса IV Филопатриса известного в арабских хрониках как Харис IV. Он сделал аль-Хиджр второй столицей своего государства, наряду с Петрой.

Набатеи нашли местный ландшафт удобным для вырубания в скалах дворцов наподобие иорданской Петры. Династия Аретаса IV продолжилась в лице его сына и внука, а затем набатеи были разбиты римлянами, которые, собственно, и дали название Петре, в то время как набатеи называли этот город Ракму.

Во время византийского и римского правления среди жителей Петры стало распространяться христианство. Тем не менее, в этот период торговые пути стали уходить глубже в море и Петра с аль-Хиджром пришли в упадок.

Ко времени прихода ислама в Петре проживали только кочевники и немногочисленные земледельцы, а Мадаин Салих был заброшен окончательно.

Islam-today

Социальные комментарии Cackle