Туркестан – один из древнейших городов Средней Азии

Город Туркестан, расположенный на юге современного Казахстана, является одним из древнейших городов Средней Азии. В свое время город украшали дворцы, зеленые сады и искусственные пруды. Туркестан является членом Организации городов всемирного наследия. Несмотря на то, что в городе имеется множество исторических памятников, несомненно, самый важный из них – это мавзолей знаменитого суфийского наставника Ходжи Ахмеда Ясави.

Ходжа Ахмед Ясави известен также как «Хазрет-и Туркестан» или «Пир-и Туркестан» и является одним из основателей суфийской традиции в целом. Об его жизни сохранилось очень мало исторических источников, но все же кое-какая информация имеется.

Ахмед Ясави родился в XII веке в поселении Сайрам, который сейчас является одним из пригородов казахстанского города Чимкент. После получения образования он поселился в городе Яссы (совр. Туркестан). Здесь Ахмед Ясави долгие годы занимался наставлением простого народа. Среди его учителей был Арслан Баба, от которого он перенял любовь к семейству Пророка (с.а.с) и знания о тасаввуфе, а также знаменитейший ученый Юсуф Хамадани. 

Тасаввуф: как освободить сердце для Всевышнего
Что такое тарикат и хакикат? Актуален ли в современном мире, когда нас поглотило множество мирских проблем, тасаввуф? Существует ли тасаввуф отдельно от шариата?
21.12.2020
4395

Обучая людей религиозным предписаниям, основам и правилам тариката Ахмед Ясави прежде всего старался прививать любовь к исламу и семейству Пророка (с.а.с.). Каждый день свое время Ясави делил на три части: одну часть проводил в молитвах и поклонении Богу, вторую – обучал своих учеников, а третью – мастерил и продавал деревянные ложки и половники, таким образом, зарабатывая себе на жизнь. Согласно легенде, продавать свои изделия на базар Ясави отправлял своего быка, привязав на его спину сумку с деревянными ложками и половниками. Те, кто покупали товар, должны были класть в сумку деньги. Если кто-то брал товар, но при этом не расплачивался, то бык его преследовал.

Считается что, когда Ахмеду Ясави исполнилось 62 года, он сказал: «Теперь для нас место под землей будет наилучшим, чем над землей». Он велел своим ученикам рядом с обителью выкопать яму длинною в 2 метра и сделал там для себя келью. Потому что, он считал, что не заслуживает жить на земле дольше Пророка (с.а.с.) Вплоть до своей смерти он жил под землей, здесь им был написан знаменитый «Диван-и хикмат» («Собрание мудростей»).

«Диван-и хикмат» – это сборник стихов Ахмеда Ясави, который является одним из первых примеров суфийской поэзии. Эти стихи были написаны на чагатайском тюрки и основывались на принципах, установленных Священным Кораном и сунной Пророка (с.а.с.). Они получили широкое распространение среди местного тюркского населения и способствовали распространению среди них знаний об основах веры, исламской этики и морали.

Когда Ходжа Ахмед Ясави умер в 1166 году, то был похоронен недалеко от своей обители. Вначале это была обычная могила с небольшим мавзолеем, которая стала местом зиярата многих мусульман. Во времена монгольского нашествия Туркестан сильно пострадал и был практически разрушен.

В XIV веке могилу Ясави посетил Тамерлан (Амир Тимур). Он повелел на месте могилы построить большой мавзолей, для этого был приглашен известный архитектор Ходжа Хусейн Ширази. В течении нескольких лет в Туркестане был построен целый комплекс, состоявший из мавзолея, мечети и суфийской обители. В дальнейшем комплекс расширялся, к нему были добавлены трапезная, библиотека, дервишские кельи и другие сооружения. Таким образом, Туркестан стал одним из мусульманских образовательных центров Средней Азии.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави обладает некоторыми интересными особенностями. В Средней Азии и Казахстане сложно встретить похожие сооружения. Сам мавзолей состоит из 35 комнат, в центре которого находится большой зал с огромным металлическим казаном посередине. Этот двухметровый казан в народе называется «тай казан». Он был изготовлен в 1399 году в городе Карлак, его сплав состоит из семи драгоценных металлов. Снаружи и изнутри казан украшен надписями из Священного Корана, написанными куфическим стилем. Казан является символом единения. В прежние времена в казан наливали подслащённую воду и угощали ей посетителей мавзолея.

Одна из деревянных дверей центрального зала ведет в комнату с могилой Ходжи Ахмеда Ясави. Эта комната является сердцем мавзолея. 

Рядом с дверью стоит бунчук (туг) украшенный восточными орнаментами, каллиграфией и конским хвостом – символом святости в Средней Азии. 

Над самой могилой возвышается мраморный саркофаг. Также сохранились старые деревянные двери, которые были изготовлены еще во времена Тамерлана. На них вырезаны хадисы Пророка (с.а.с.). Сейчас они хранятся внутри мавзолея среди экспонатов музея.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави стал первым историческим объектом Казахстана, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

31 марта 2021 года стартует неформальный саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет), созванный по инициативе Казахстана. По итогам саммита ожидается принятие декларации по культурным ценностям тюркских стран и статусу совета. Предполагается, что в документе город Туркестан будет объявлен духовной столицей тюркского мира.

Социальные комментарии Cackle