Сегодня весь мир отмечает Международный день исламского искусства. Празднование этого Дня является одним из путей укрепления терпимости между народами и содействия культурному сближению, которое возможно благодаря силе искусства.
«Мы провозгласили этот Международный день, чтобы всем вместе воздать должное уникальному наследию, которое формировалось на протяжении четырнадцати столетий и продолжает обогащаться, переосмыслять себя и оказывать влияние на другие культуры мира», – сказала в Послании по случаю Международного дня исламского искусства Одрэ Азуле, Генеральный директор ЮНЕСКО.
В Татарстане эту дату решили обозначить открытием новой выставки, организованной Национальным музеем Республики Татарстан совместно Генеральным консульством Республики Турция в Казани.
Фотовыставка «Сельджукские минбары Анатолии: шедевры мусульманского искусства» представляет собой экспозицию из 40 фотографий, сделанных в рамках исследовательского проекта казанским искусствоведом Лилией Саттаровой и турецким фотографом Исмаилом Хайкыром в разных городах Турции в 2015-2021 годы.
Что есть минбар? Почему он занимает важное место не только в исламе, но и в мусульманском искусстве, в самой многовековой культуре мусульманских народов?
В средние века минбар был кафедрой, которая превращала обычную мечеть в соборную, откуда звучали проповеди с упоминанием имени правителя. Минбар, символизировавший власть духовную и светскую, создавался из драгоценных пород дерева лучшими мастерами своего времени.
Его богатый декор вобрал в себя все формы исламского орнамента, основанного на законах геометрии, именно поэтому сохранившиеся экземпляры старинных минбаров вызывают восторг не только у зрителя, но и у исследователей и искусствоведов.
По словам и.о. директора Национального музея РТ Алисы Вяткиной, фотографии, представленные на выставке, являют собой вершину человеческого мастерства.
«Дух захватывает от осознания того, сколько на это было потрачено сил, времени, терпения и труда для создания каждого минбара. Мастера смогли пронести свои мысли для нас через века, увековечив тем самым свой труд. А что после нас останется на этой земле? Прогуливаясь по новой выставке, начинаем задумываться о сущности мироздания, о красоте, о верности своему делу», – подчеркнула Вяткина.
В свою очередь Генеральный Консул Республики Турции в Казани Исмет Эрикан напомнил о тесных исторических и культурных связях Турции с Республикой Татарстан.
«У нас много общего – единый язык, единая религия. Поэтому, уверен, близки будут вам и работы, представленные на фотовыставке. Очень радостно, что день открытия пришёлся на Всемирный день исламского искусства. Сегодня здесь вы можете наблюдать не только фото прямиком из Турции, но и шедевры местные, татарстанские примерно того же периода, связанные с фаянсовым исламским искусством», – обратился к аудитории консул.
Выставка «Сельджукские минбары Анатолии: шедевры мусульманского искусства» уникальна и интересна не только с точки зрения мусульманского искусства, но с точки зрения народного творчества. Это есть сохранение разнообразной культуры и объединение наследия разных мусульманских народов в единую, богатейшую исламскую культуру. В этом уверен Ленар Хакимзянов, заместитель министра культуры РТ.
«Минбар – это тот объект мечети, который приковывает всеобщее внимание прихожан. Восхищает то искусство, с которым мастера украшали минбары, полностью отдаваясь своему делу», – добавил Хакимзянов.
По словам Лилии Саттаровой, заместителя директора, главного музейного хранителя, исламское искусство заслуживает огромного внимания со стороны общественности и исследователей. Сам проект фотовыставки был задуман ещё 10 лет назад.
«Эти минбары несут послание гармонии, красоты, равновесия мира, того равновесия, в котором Всевышний создал его. Это послание зашифровано в геометрических поверхностях, полных красочным резным орнаментом. И наша совместная работа – это попытка задокументировать творчество, желание донести и хрупкость этого предмета, и личность самого исполнителя», – поделилась Лилия Саттарова.
Интересно, что 6 из 8 представленных на фотовыставке минбаров сегодня расположены в действующих мечетях Турции. Это есть богатейшая традиция, когда ты приходишь на молитву и видишь старинный минбар, с которого вещали много веков назад твои предки.
«Это переворачивает сознание каждого мусульманина. К примеру, один из представленных минбаров датирован 1155 годом. Он стоит в Конье, в столице Сельджукского султаната, в действующей мечети», – рассказала Саттарова.
Те фотографии, которые представлены на экспозиции, – лишь капля в море, малая часть имеющегося архива. Об этом в ходе открытия выставки рассказал фотограф Исмаил бей Хайкыр.
«Продолжатели этой традиции, той резной техники, проживают в Турции. Последнему из них 80 лет. На изготовление одного такого минбара у него с его командой уходит 5-6 лет. Всё изготавливается вручную в той же технике, что характерна для сельджукских мастеров. Когда я смотрю на эти древние минбары, то на ум приходят известного суфия Джалалетдина Руми: «Ты – это то, что ты ищешь».
На выставке также представлены фрагменты архитектурного декора зданий золотоордынского Болгара. В образцах многоцветной мозаики и резного гипса из собрания Национального музея Республики Татарстан ясно прочитываются характерные черты исламского орнамента.
Искусство исламского мира – уникальное наследие, сформировавшееся в течение четырнадцати веков во взаимодействии традиций всех народов, составивших этот мир. Резные минбары Турции – замечательная часть этого наследия.
Они составляют самую многочисленную группу памятников деревянной резьбы средневекового Ближнего Востока, дошедших до наших дней. Возраст самого древнего минбара насчитывает восемь с половиной веков.
Многие из них все еще несут свою службу в мечетях городов Центральной и Восточной Анатолии, в которых они были установлены правителями тюркских династий в XII-XIV вв.
Выставка продлится до 17 декабря.