Мы продолжаем с вами совершать виртуальную прогулку по татарским мечетям России. Сегодня мы заглянем не только в соседние республики, но и гораздо дальше. Поверьте, вы удивитесь тому, в каких неожиданных городах были возведены татарские мечети.
В столице Башкортостана в 1830 году появилась мечеть, возведённая по ходатайству тогдашнего муфтия Г.Габдрахимова. Строил её на добровольные пожертвования уфимский купец 1-й гильдии Мукмин Тагиров (Хазмитев).
29 апреля 1827 года муфтий Габдессалям Габдрахимов обратился в губернское правление с прошением об отводе земли для постройки дома и мечети. По плану, выданному муфтию губернской строительной комиссией 5 мая 1828 года, для мечети было определено место в середине квартала, а по углам были обозначены места для дома муфтия, служителей мечети и приезжих магометан и для строительства домов. Здание мечети и дом для приезжих были построены на пожертвования, а дом муфтия – на средства, полученные из казны.
Строительство обошлось в 12 тысяч рублей серебром. После смерти муфтия Габдрахимова имам-хатыбом мечети был назначен его сын Ахмади Габдуссалямов. Мечеть отличается простотой архитектуры. Здание каменное, двухэтажное, с одним минаретом, неоднократно перестраивалось. Имам-хатыбом мечети более 40 лет (с 1841 года) служил ахунд Шарафетдин Сулейманов. В 1890 году имам-хатыбом, ахундом Гусмановым на деньги прихожан был приобретен дом с надворными постройками, баней и фруктовым садом.
При мечети долгое время действовало медресе «Гусмания». К началу XX века в местный приход входило порядка 920 человек. Интересно, что в годы гонений на религию мечеть не закрывалась, а в 1960-1994 годах и вовсе была единственной действующей в Уфе. В 1990 году при ней открыто медресе.
Казаровская мечеть расположилась в самом центре Тюмени на территории бывшей деревни Казарово, которая уже давно стала частью города.
Первое упоминание о мечети историки относят к 1820 годам. В архивных документах указано, что деревянная мечеть была построена бухарцем Таулетбаком Маппаровым «в Юртах Казаровских».
По прошествии шести десятилетий деревянное здание пришло в ветхость и негодность, поэтому в 1885 году было решено перестроить мечеть заново. За эту работу взялась жительница бухарского села Ембаево Бибичамал Апсалямова. Постройку она вела полностью за свой счёт при полном одобрении Тюменского губернского управления, поскольку местные жители были не в состоянии финансировать это мероприятие, а других мечетей в округе не было. Не исключено, что финансовое участие в строительстве мечети принимал и известный меценат из Ембаево Нигматулла Кармышаков-Сейдуков, которому молва и приписывает строительство мечети.
Новое деревянное здание мечети было возведено на каменном фундаменте. Тобольская губернская комиссия по строительству одобрила проект здания и обязала окружное полицейское управление следить за ходом строительства. Жители Казарово, которых в 1882 году насчитывалось 75 мужчин и 65 женщин, взяли на себя обязательство содержать духовенство, отапливать и ремонтировать новую мечеть.
В 1920-е годы мечеть была перепрофилирована в школу, которая в ней сейчас и находится — ныне это средняя общеобразовательная школа № 52. В 1960-е годы здание лишилось минарета. Новое здание мечети было торжественно открыто в 2001 году. Оно построено неподалёку от старого здания.
Самарская соборная мечеть является уникальным архитектурным комплексом, одним из крупнейших культовых сооружений не только в России, но и во всей Европе. Её высота – 60 метров, а общая площадь – 4800 м2, вместимость – около 5000 молящихся одновременно. В архитектурный комплекс самарской мечети входит медресе «Нур», рассчитанное на 60 учащихся.
С подходящим для возведения мечети местом довольно долго не могли определиться. Тогда рассматривались различные варианты размещения, однако, как рассказывает архитектор проекта Расим Вальшин, особое внимание привлёк участок на пересечении ул. Стара-Загоры и XXII Партсъезда.
Работы по подготовке котлована начались летом 1992 года, в апреле 1993 года уже была забита первая свая. 20 мая 1995 года в торжественной обстановке в готовый фундамент были заложены первый кирпич и капсула с посланием для потомков. Тогда же было принято решение, что строящаяся мечеть станет соборной.
Официальное открытие первой самарской соборной мечети состоялось только семь лет спустя – 28 ноября 1999 года. В этот же день в строящейся мечети состоялся праздник-митинг по случаю поднятия минарета и установки полумесяца. Самарская соборная мечеть стала образцом мусульманской архитектуры конца XX века.
Особое внимание посетителей и прихожан привлекает воплощение идеи создания михраба, который сооружен из мрамора. Если смотреть из молитвенного зала в сторону михраба в дневное время, то создаётся впечатление, что он освещён рассеянными лучами. Этот эффект достигается за счёт витражей – цветных пластинок на окнах. Таким же образом оформлен вход в молитвенный зал со стороны прихожей.
Особым архитектурным элементом композиции комплекса мечети является забор. Выложенный из красного кирпича, длиной более 500 метров и высотой 2,5 метра, забор растянулся вдоль всего периметра сооружения, закольцевав все объекты соборной мечети. На декоративных решётках изображены полумесяцы, а на столбах – малые купола. На больших столбах, на которых укреплены ажурные ворота, написаны слова «Аллах» и «Мухаммад» (с.а.с.).
На территории мечети был разбит парк отдыха, посажены яблони, виноград, а все дорожки, ведущие к мечети, окружены кустарниковыми деревьями и цветочными клумбами.
Ханская мечеть, что расположилась в Касимове, является памятником татарской культовой архитектуры и относится к рубежу XVIII-XIX веков. Двухэтажное здание с куполом в стиле классицизма с двухъярусным минаретом в виде невысокого цилиндра под стрельчатым куполом, поставленным на массивное основание. С 1930-х годох здание используется в качестве музея. Ближе к берегу Оки расположена текия Шах-Али хана.
По преданию, мечеть была построена первым правителем Касимовского ханства царевичем Касимом в XV веке. По другим данным, например, согласно произведению придворного летописца хана Ураз-Мухаммеда Кадыр-Али бия, она была построена ханом Шах-Али, то есть в середине XVI века. От древней постройки сохранился лишь каменный минарет. Здание кирпичной мечети было разрушено в 1702 году по приказу Петра I, который, если верить местным легендам, во время плавания по Оке принял мечеть за церковь и перекрестился на неё.
В 1768 году на старом фундаменте вплотную к старому минарету (видимо, сохранённому в качестве дозорной вышки) по разрешению и именному указу Екатерины II усилиями Бектемира сеида и его сына Бурхана сеида Шакуловых, Ибрагима мурзы Чанышева и др. было построено из камня одноэтажное здание мечети, крытое четырёхскатной тесовой крышей.
На стене мечети над дверью вделан камень с надписью на старотатарском. Текст гласит: «1182 (1768) года эту мечеть в месяце раби-эль-аввале (июнь-июль) соорудили: Бектемир сеид, Бурхан сеид, Ибрагим мурза Чанышев, Абдулла мурза, Муса сеид, Мустафа сеид, Сулейман мурза, Темир-Булат сеид, Юсуф мурза Чанышев, Муртаза сеид, Мухаммед сеид, Ибрагим мурза Максютов, Якуб мурза, Муса мурза Девлетгильдеевы, Юсуф мурза, Ибрагим мурза Максютовы, Мустафа мурза, Темир-Булат сеид Шакулов».
В 1835 году одноэтажное здание усилиями сына и внука Бурхана Бектемировича, Салиха сеида и его сына Хамзы сеида Шакуловых было надстроено вторым этажом из кирпича. С 1938 года в здании мечети находится краеведческий музей. В ноябре 2013 года по решению Арбитражного суда Рязанской области мечеть была передана во владение Духовному управлению мусульман Европейской части России.
Татарская мусульманская община появилась в городе Ярославле в 1563 году. Повелением царя Ивана IV Грозного произошло «заселение исконно русской местности – Романовского уезда (ныне пригород Ярославля) татарскими выходцами». Их положение и привилегии охранялись грамотами и завещанием государя, который предоставил им эту землю «пока они не отъедут или изведутся». Первоначальная численность татарской общины в это время составляла примерно 1500 человек.
В середине XIX века численность татарской уммы Ярославля стала постепенно возрастать. Именно в этот период в город стали переселяться зажиточные мусульмане из числа волго-уральских татар, которые сразу же открыли в Ярославле своё дело: лавки, магазины, мастерскую или извозную артель.
В 1910 году силами татарской общины была построена Ярославская соборная мечеть. Надзор за строительством был поручен городскому архитектору В.Н. Вахрамееву. В августе 1915 года в Строительное отделение Ярославского губернского правления поступило прошение от магометанского общества города Ярославля разрешить произвести пристройку минарета. На этот раз наблюдение за работами было поручено Г.В. Саренко.
Первым имамом Ярославской соборной мечети стал нижегородский татарин Махмуд Юсупов. Ему принадлежит великая заслуга в благородном деле развития исламского вероучения на территории Ярославского края. Именно он занимался основными хлопотами, связанными со строительством мечети. Это событие сыграло большую роль в деле консолидации мусульманской общины города.
В феврале 1917 года численность мусульман составляла 2300 человек. Кроме того, при мечети постоянно функционировали мактаб (начальная школа), библиотека и типография. В 1931 году здание мечети приспособили для нужд города: здесь разместилась школа для слабослышащих детей. В 1992 году здание мечети вернули мусульманской общине.
У истоков движения второй половины 1980-х годов за возвращение мечети стоял татарин Габдулла Ярулин. В 1989 году его усилиями была зарегистрирована мусульманская община города Ярославля, после чего он занялся хлопотами, связанными с возвращением здания мечети верующим. В феврале 1991 года власти выделили мусульманам помещение для молитвенных собраний в здании школы, и здесь начали проводиться пятничные молитвы. В феврале 1992 года школу для слабослышащих детей перевели в бывшее здание народного суда Ленинского района города, и, по милости Всевышнего, здание мечети вернули мусульманам.