Палестина в 50 фотографиях: священная земля для всех авраамических религий (Фото)

Палестина в 50 фотографиях: священная земля для всех авраамических религий (Фото)

В Музее исламской культуры состоялось открытие уникальной выставки «Мир ислама в фотоколлекции Императорского Православного Палестинского общества». Выставка представляет 60 фотографий рубежа XIX–XX веков из коллекции ИППО.

Палестина является общей болью не только для мусульман, но и для христиан, и всего человечества. Об этом заявил имам мечети «Кул Шариф», первый заместитель муфтия Татарстана Ильфар хазрат Хасанов на открытии выставки.

Религиозный деятель поприветствовал гостей от имени муфтия Камиля хазрата Самигуллина и поблагодарил организаторов выставки за то, что они выбрали Казань и мечеть «Кул Шариф» местом ее проведения.

Палестина в 50 фотографиях: священная земля для всех авраамических религий (Фото)

«Палестина является нашей общей болью. То, что сегодня там происходит, – трагедия не только мусульман, но также и христиан, и всего человечества. Потому что святая земля Палестины является священной для всех авраамических религий. Но эти святыни разрушаются. Разрушаются мечети, уничтожаются церкви, монастыри. Народ Газы на протяжении стольких лет, находясь в блокаде, показывает свою стойкость и терпение, и живет на своей земле, на своей родине. Нам бы поучиться у них. Они являются примером для всех нас.

Каждый день мы молитвенно обращаемся ко Всевышнему Аллаху, чтобы он ниспослал на эти земли мир и успокоение. Эта выставка – очень своеобразное и полезное напоминание всем нам. Палестина и ее святыни, которые запечатлены на этих экспонатах, могут исчезнуть. Мы все молитвенно обращаемся ко Всевышнему, чтобы он сохранил эти святыни, и чтобы в ближайшем будущем на этой святой земле были мир и спокойствие, и чтобы мы в будущем смогли воочию посетить эти святые места, поклониться и обратиться ко Всевышнему Аллаху с молитвой», – отметил заммуфтия РТ.

Палестина в 50 фотографиях: священная земля для всех авраамических религий (Фото)

Генеральный консул Ирана в Казани Давуд Мирзахани также поблагодарил организаторов выставки. Он отметил, что на представленных фото изображена повседневная жизнь мусульман и святые места, почитаемые и христианами, и мусульманами: «Эти фотографии отражают тот факт, что христиане и мусульмане жили мирно друг с другом, уважали друг друга, жили в мире и спокойствии. Но, к сожалению, эта мирная жизнь претерпела множество изменений, проблем в результате такого зловещего явления как оккупация <…> Я желаю всем людям мира, особенно народу Палестины, как мусульманам, так и христианам – вернуться к мирной жизни, миру и спокойствию».

«Трагедия, разворачивающаяся на Ближнем Востоке на наших глазах, заставляет вновь и вновь обращаться к истории Святой земли – сравнительно небольшого пространства в Восточном Средиземноморье, сыгравшего ни с чем несравнимую роль в истории человечества. На протяжении многих столетий здесь встречались разные миры, объединенные стремлением прикоснуться к святому и заповедному. Одним из таких миров был и русский. Яркая и интереснейшая история русского открытия Святой земли во многом нашла свое отражение в материалах связанных с Императорским Православным Палестинским Обществом. Почти сразу после своего создания Общество вошло в число наиболее активных и системных собирателей фотографий, посвященных Ближнему Востоку. Это собрание, хранящееся ныне в ГМиР, представляет самый серьезный интерес и для специалистов по истории ислама» (Михаил Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа, Председатель Санкт-Петербургского отделения ИППС).

Палестина в 50 фотографиях: священная земля для всех авраамических религий (Фото)

Начальник Отдела по взаимодействию с общественными организациями Министерства культуры Республики Татарстан Айрат Файзрахманов поприветствовал гостей от имени министра культуры РТ Ирады Аюповой.

«Безусловно, это знаковая для Казани, для Республики Татарстан, для мусульманской и христианской общины выставка. Она во многом символизирует единство религий, единство истоков и призывает к этому единству. И, конечно же, мы желаем святой земле мира, спокойствия. Эта выставка – наш призыв к миру и спокойствию для общей для нас всех святой земле», – подчеркнул он.

Палестина в 50 фотографиях: священная земля для всех авраамических религий (Фото)

Проект подготовлен совместно с Государственным музеем истории религии, при содействии Фонда исследований исламской культуры имени Ибн Сины. По словам президента Фонда Хамида Хадавимогаддама, межрелигиозный диалог является одним из важнейших направлений деятельности организации. И фотографии мусульманских святынь, которые были сняты представителями Императорского православного палестинского общества, являются важным свидетельством межрелигиозного диалога.

«На этой выставке вы можете увидеть не только мусульманские священные места, но и культуру Палестины и Сирии. Каждое место, где упоминается Имя Божие, оно уже этим именем освящено. Но некоторые места удостоены особого внимания священных текстов. Например, мечеть Аль-Акса – это место первой исламской Киблы и место откуда Пророк ислама ﷺ совершил свой Мирадж. И поэтому в Коране этому месту уделяется особое внимание. Но это такой удивительный регион, который важен для всех авраамических религий», – резюмировал спикер.

Палестина в 50 фотографиях: священная земля для всех авраамических религий (Фото)

Куратором выставки является российский исламовед, арабист, корановед Ефим Анатольевич Резван.

«Учреждения ИППО в Святой земле активно занимались и историко-научными исследованиями в регионе, включая и его исламское наследие. Мусульманская повседневность Палестины, Сирии и Иордании, равно как и часто общие для авраамических религий святыни, становились объектом изучения и описания. Этот интерес нашел свое отражение и в работах фотографов, связанных с ИППО, и в фотоколлекциях, которые закупались Обществом. К началу Первой мировой войны фотоколлекция Общества содержала уже свыше 7400 единиц хранения, из которых более 6700 относились к региону Ближнего Востока. В 1913 г. Палестинское общество было вынуждено остановить свою деятельность на Святой земле. Соответственно, прекратилось и формирование фотографической коллекции, которая тем не менее осталась жить, являясь и сегодня безусловно востребованным историческим источником. Именно поэтому наше особое внимание привлекли фотографии святых мест, почитаемых в равной степени и христианами, и мусульманами, и иудеями. Несомненно, важны и фотоработы, представляющие повседневную жизнь исламского населения Палестины, Сирии, Египта и Туниса. Каждую из тематических групп фотографий сопровождают параллели из текста Корана, отсылки к текстам, связанным с русской культурой, и необходимые пояснения. Таким образом, посетитель выставки станет участником диалога культур и традиций».

На снимках запечатлены повседневная жизнь мусульман, святые места, почитаемые христианами и мусульманами. Уникальные фотографии сопровождаются аятами Корана, стихами и прозой А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, М.Ю. Лермонтова, Н.С. Гумилёва, О.Э. Мандельштама и И.А. Бунина. Выставка демонстрирует гармоничное сочетание русской и исламской культур, приглашая к разговору о человеке и семье, о молитве и паломничестве, о воде и хлебе, о Книге и знании, о жизни и смерти, о многих других понятиях – через художественные образы, религиозную традицию и тексты классиков русской литературы.

Коран

«Этот Куръан не сочинен кем-либо. Он – от Аллаха! Он – подтверждение того, что было до него [прежних священных Писаний], и пояснение Книги, в которой нет сомнения, – от Господа миров» (Юнус, 37).

Коран – одна из самых читаемых книг в мире, которая публикуется ежегодно многомиллионными тиражами. Древнейшие рукописи Священной книги способны рассказать нам удивительную историю борьбы исламской цивилизации за передачу и сохранение слов Аллаха без малейших искажений. В этом отношении Коран – по-настоящему уникальный памятник, который, по существу, донес до нас голос Пророка ﷺ, звучавший некогда в Мекке и Медине.

Мечеть Омейадов в Дамаске — одно из немногих мест, где такие древние рукописи были сохранены (сейчас важнейшие из них входят в собрание Музея турецкого и исламского искусства в Стамбуле). В коллекции Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге хранятся две рукописи Корана, подаренные начальниками Русской Духовной миссии в Иерусалиме.

Говоря о России, нужно подчеркнуть, что Коран находился в личных библиотеках таких державных правителей России, как Иван Грозный, Петр I, Екатерина II. Судьба публикаций, переводов и редких рукописей Корана также нередко была связана с личными решениями первых лиц государства. Очень интересна роль Корана и в русской культуре в целом. Здесь достаточно вспомнить, например, строки А. С. Пушкина (Подражания Корану, 1824 г.):

С небесной книги список дан
Тебе, пророк, не для строптивых;
Спокойно возвещай Коран,

Не понуждая нечестивых!

Египтяне, читающие арабскую книгу. Последняя треть XIX в.

Египтяне, читающие арабскую книгу. Последняя треть XIX в.

Дамаск. Купол, в котором хранятся священные книги. Последняя треть XIXв.

Дамаск. Купол, в котором хранятся священные книги. Последняя треть XIXв.

Палестина в 50 фотографиях: священная земля для всех авраамических религий (Фото)

Гробницы членов семьи Мухаммада (с.г.в.) Дамаск. Последняя треть XIX в.

Гробницы членов семьи Мухаммада (с.г.в.) Дамаск. Последняя треть XIX в.

Двор мечети в Газе. Последняя треть XIX в.

Двор мечети в Газе. Последняя треть XIX в.

Гробница, почитаемая как место погребения дочери Мухаммада (с.г.в.). Дамаск. Последняя треть XIX в.

Гробница, почитаемая как место погребения дочери Мухаммада (с.г.в.). Дамаск. Последняя треть XIX в.

Хадж

Хадж – одно из главных столпов принадлежности к мусульманской общине и один из важнейших элементов взаимоотношений Российского государства и общины мусульман. Активное железнодорожное строительство, создание пароходных компаний, осуществлявших перевозки из российских портов Черного моря в порты Средиземного, привело к возникновению новой инфраструктуры, которая простиралась на тысячи километров и серьезнейшим образом повлияла на организацию хаджа не только из Центральной Азии, но и из Персии, Афганистана и Китайского Туркестана: «революция мобильности», совершенная на рубеже XIX-XX вв. по сути, превратила Россию в перекресток глобального хаджа. 

Возвращение мекканских паломников. Дамаск. 1891 г.

Возвращение мекканских паломников. Дамаск. 1891 г.

Харам аш-Шариф

«Пречист [от всех недостатков] Тот, Кто [молниеносно] перенес ночью Своего раба [Мухаммада] из мечети Запретной [аль-Харам в Мекке] в мечеть Отдаленную [аль-Акса в Кудсе], окрестности которой Мы благословили [плодородием] – [перенес] чтобы показать ему [Мухаммаду] некоторые из Наших знамений . Поистине, Он [Всевышний Аллах] – Слышащий, Видящий.» (Исра, 1).

Харам аш-шариф (араб.: «благородное святилище») – обнесенная высокими стенами прямоугольная площадь, находящаяся с восточной стороны Старого города Иерусалима. Для мусульман святыни Храмовой горы по своему сакральному значению стоят сразу после мечети ал-Харам в Мекке и Мечети Пророка ﷺ в Медине.

Согласно преданию, Мухаммад ﷺ спал около Каабы, когда к нему явился Джабраиль (а.с.) с крылатым конем Бураком. В сопровождении Джабраиля (а.с.) Мухаммад ﷺ отправился на Бураке в путешествие, завершением которого стал Иерусалим, где Пророк ﷺ встретил Ибрахима / Авраама, Мусу / Моисея (а.с.) и Ису / Иисуса (а.с.).

На Храмовой горе расположена Отдаленнейшая мечеть (работы по ее созданию были начаты в первых годах VIII в.) и храм Купол Скалы – одна из главных святынь ислама, воздвигнутая в 687-691 гг.

Мечеть аль-Акса. Средний неф. 1891 г.

Мечеть аль-Акса. Средний неф. 1891 г.

Мечеть аль-Акса. Иерусалим. 1892 г.

Мечеть аль-Акса. Иерусалим. 1892 г.

Купол Скалы. 1891 г.

Купол Скалы. 1891 г.

Купол Скалы. Внутренний вид. 1880-е гг.

Купол Скалы. Внутренний вид. 1880-е гг.

Золотые врата. Иерусалим. 1892 г.

Золотые врата. Иерусалим. 1892 г.

Дамасские ворота. Иерусалим. 1892 г.

Дамасские ворота. Иерусалим. 1892 г.

Вид на Сионскую и Масличную гору с дороги в Вифлеем. Последняя треть XIX в.

Вид на Сионскую и Масличную гору с дороги в Вифлеем. Последняя треть XIX в.

Наби Дауд

«Терпи [о Мухаммад] их слова и вспомни Нашего сильного раба Дауда. Поистине, он всегда обращался к Аллаху. Мы подчинили [Дауду] горы, и они вместе с ним возвеличивали Аллаха вечером и утром. И всех птиц – все они подчинялись ему [Дауду, и вместе с ним возвеличивали Аллаха]. И Мы укрепили его власть и дали ему мудрость и способность различать [где истина, а где ложь]» (Сад, 17-20).

В Коране Дауд (а.с.) – первый царь-пророк среди израильтян, победитель Джалута / Голиафа, облагодетельствованный мудростью и даром судейства, находившийся под особым покровительством Аллаха, который подчинил ему горы и птиц, но главное – ниспослал Забур. Аллах научил Дауда (а.с.) обрабатывать железо и делать кольчуги (по всему мусульманскому миру он традиционно считается покровителем ремесленников, работающих с металлом).

На горе Сион, знаковом месте для мусульман, иудеев и христиан, в крупном средневековом комплексе зданий, находится «Сионская горница» (также Сенакль, от лат. Coenaculum). Частью комплекса является и мечеть Наби Дауд, обязанная своим появлением османскому султану Сулейману Великолепному. Для паломников из России это место всегда было одним из самых важных на Святой земле:

Г. В. Стручалина (Сионская горница, 2019 г.)

Тесно, людно в старинной горнице
На холме у Сионских врат.
В полумраке острее помнится,
Кто и сколько 
 раз виноват.
От молитвы ли, от сомнения
Лишь продернется шепоток.
И шуршит в непрерывном движении
Бесконечный людской поток.
Тлеет углем полоска алая -
Вязь арабского витража.
От любви здесь 
 крупица малая.
От предательства 
– три ножа.

Наби Дауд. Вид с севера. 1891 г.

Наби Дауд. Вид с севера. 1891 г.

Наби Дауд. 1892 г.

Наби Дауд. 1892 г.

Мечеть Наби Муса. Вторая половина XIX в.

Мечеть Наби Муса. Вторая половина XIX в.

Наби Муса. 1891 г.

Наби Муса. 1891 г.

Наби Муса

«[Всевышний Аллах] Сказал: «О Муса! Поистине, Я избрал тебя из [всех] людей [и возвысил] Моим посланием [Тауратом] и Моей речью [которую ты слышал без посредника]. Так прими же все, что Я даровал тебе, и будь благодарным [за Мою милость]». И Мы написали для него на скрижалях [Таурата] наставление обо всем [о дозволенном и запретном] и объяснение всему [в чем люди могут нуждаться в вопросах религии. Далее Мы повелели ему:] «Держи их крепко [относясь к этому серьезно, внимательно и с почтением] и вели твоему народу [приняв все эти божественные предписания] следовать [выполнять] лучшему из этого [из этих предписаний и законов]. Я покажу вам землю нечестивцев [Египет в качестве назидания]» (Аль-Араф, 143-145)

В Аравии времен Мухаммада ﷺ Муса / Моисей (а.с.) был фигурой известной. В Коране о Мусе (а.с.) сказано больше, чем о ком-либо другом. Он – освободитель израильтян от египетского рабства, пророк и посланник, избранник, приближенный к Аллаху, которому были дарованы Тора (Таурат) и свитки.

Наби Муса – исламский религиозный комплекс на древнем караванном пути между Иерусалимом и Иерихоном. Здесь расположена могила пророка Мусы (а.с.), палестинские мусульмане отмечают в честь него семидневный религиозный праздник. Участники с флагами и музыкой собирались в Иерусалиме, молясь на Храмовой горе, затем следовали в Наби Муса, откуда возвращались и вновь шли процессией к мечети Аль-Акса и Куполу Скалы.

Дорога Иерусалим – Иерихон составляла часть основного маршрута, используемого мусульманами Средиземноморья для совершения паломничества в Мекку. Наби Муса с XIII в. стоит у колодцев, где заканчивался первый день движения паломников.

Праздник Наби Мусы. 1895-1900 гг.

Праздник Наби Мусы. 1895-1900 гг.

Праздник Наби Мусы. 1895-1900 гг.

Праздник Наби Мусы. 1895-1900 гг.

Мечеть ан-Наби Самуил

«Посещать мечети Аллаха должны только те, кто верит в Аллаха и в Судный день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится [никого], кроме Аллаха. Они обязательно будут наставлены [на истинный путь]» (ат-Тауба, 18).

Ан-Наби Самуил стоит в четырех километрах к северу от Иерусалима на вершине крутого холма высотой 908 м. Почитается, как место захоронения пророка Самуила (а.с.). 

В XIV в. здесь была создана мечеть, перестроенная в 1730 г. и включившая в свой состав церковь времен крестоносцев. На протяжении веков ан-Наби Самуил являлся популярным местом паломничества и христиан, и мусульман, и иудеев. 

Мечеть, минарет и призыв на молитву – знаковые образы мира ислама. Они не могли не найти свое отражение и в русской культуре:

В. К. Кюхельбекер (Смерть Байрона, 1824 г.)

Вспылал далекий минарет;
Иман, над прахом возвышеннный,
Трикрат провозгласил вселенной:
"Бог только бог – иного нет..."
Услышали; в мгновенье ока
Все пали ниц сыны пророка.

Мечеть Наби Самуила. Последняя треть XIX в.

Мечеть Наби Самуила. Последняя треть XIX в.

Дорога в Еммаус и Мечеть Наби Самуила. 1886-1888 гг.

Дорога в Еммаус и Мечеть Наби Самуила. 1886-1888 гг.

Лампа со свечами и ладанами в Иерусалиме. 1895-1900 гг.

Лампа со свечами и ладанами в Иерусалиме. 1895-1900 гг.

Иса (а.с.) и Елеонская гора

Образ Исы / Иисуса (а.с.) занимает в Коране особое место. Он – великий пророк, в Коране он упоминается также как ал-масих («мессия»). Ему было ниспослано откровение – Инджил / Евангелие.

Храм вознесения на Елеонской горе стоит на месте, где, согласно преданию, Иса/ Иисус (а.с.) вознесся на небеса. Первая церковь была построена тут в конце IV в., разрушена в 614 г., перестроена около 1150 г. крестоносцами. При Салах ад-Дине церковь стала мечетью. На полу внутри здания находится каменная плита, несущая, как полагают, след правой ноги Иисуса. 

Минарет и мечеть на Елеонской горе. Иерусалим. 1895-1900 гг.

Минарет и мечеть на Елеонской горе. Иерусалим. 1895-1900 гг.

Вид на Иерусалим с Елеонской горы. 1891 г.

Вид на Иерусалим с Елеонской горы. 1891 г.

Мечеть Омейадов. Дамаск. Последняя треть XIX в.

Мечеть Омейадов. Дамаск. Последняя треть XIX в.

Мечеть Омейадов. Внутренний вид. 1891 г.

Мечеть Омейадов. Внутренний вид. 1891 г.

Мечеть Омейадов. Атриум. 1891 г.

Мечеть Омейадов. Атриум. 1891 г.

Молитва

«Он благословил меня, где бы я ни был. Он приказал мне молиться и раздавать закят, пока я жив. [И он сделал] Меня почтительным к моей матери. Он не создал меня высокомерным и несчастным [ослушивающимся своего Господа]» (Марьям, 31-32).

«Выполняй намаз с полудня до ночных сумерек [то есть зухр, аср, магриб и иша] и читай Куръан на рассвете [совершая намаз фаджр]. Поистине, на рассвете Куръан читают при свидетелях [ангелах ночи и ангелах дня]. И ночью совершай дополнительный намаз тахаджуд. Возможно, твой Господь поднимет тебя [в вечной жизни] на Славное место» (аль-Исра, 78-79).

Молитва одно из пяти обязательных предписаний ислама. Молитва может совершаться индивидуально и коллективно. Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв (рассветной, полуденной, предвечерней, вечерней и ночной). Необходимыми для моления условиями являются намерение совершить молитву, ритуальная чистота, одежда, соответствующая нормам ислама, обращение лицом в сторону Каабы, стоящей во внутреннем дворе Заповедной мечети в Мекке.

Коллективная молитва традиционно выступает в качестве одного из важнейших образов исламского мира, который обязательно сохраняют в своей памяти путешественники: 

Н. С. Гумилёв (Судан, 1918 г.):

Вечер. Глаз различить не умеет
Ярких нитей на поясе белом.
Это знак, что должны мусульмане
Пред Аллахом свершить омовенье,
Тот водой, кто в лесу над рекою,
Тот песком, кто в безводной пустыне.
И от голых песчаных утесов
Беспокойного Красного моря
До зеленых валов многопенных
Атлантического океана
Люди молятся.

Намаз. 1895-1900 гг.

Намаз. 1895-1900 гг.

Намаз. Последняя треть XIX в.

Намаз. Последняя треть XIX в.

Муэдзин, призывающий к молитве. Последняя треть XIX в.

Муэдзин, призывающий к молитве. Последняя треть XIX в.

Женщина

«И Мы приказали человеку быть добрым со своими родителями. Его мать носила его [в утробе], испытывая слабость за слабостью, и она отняла его от груди [только] через два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне – возвращение» (Лукман, 14).

«И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взгляд [при виде того, на что им нельзя смотреть] и оберегали свои половые органы [от запретного]. Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди [покрывая голову, шею и грудь] и не показывают свою красоту [то есть, все тело, кроме лица и кистей рук] никому, кроме своих мужей, отцов, свекров, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей братьев, сыновей сестер, или своих женщин, рабов, стариков, не испытывающих вожделения, и детей, которые не осознают женской наготы. И пусть [мусульманки] не стучат ногами, сообщая об украшениях, которые скрывают. О верующие! Кайтесь перед Аллахом вы все, чтобы обрести успех» (ан-Нур).

Согласно дошедшим до нас источникам, женщины в Аравии времен Пророка ﷺ играли самую активную роль в различных сферах жизни. Отношение к матери определялось как неоплатный долг. Принципиальное отличие «супруг чистых» от  доисламских чаровниц состоит в том, что в рамках этических представлений, закрепленных Кораном, внешний облик сокрыт за завесой.

На передний план выдвигается главное – обращенный лишь на супруга взор удивительно выразительных очей, в котором сосредоточена их драгоценная душевная красота. В то же время русская, как и в целом европейская поэзия, не могла скрыть и своего восхищения удивительным очарованием женщин Востока:

Образ известной светской красавицы А. П. Керн у А. И. Подолинского, «Портрет», 1829 г.:

Когда, стройна и светлоока,
Передо мной стоит она,
Я мыслю: гурия пророка
С небес на землю сведена!
Коса и кудри темно-русы,
Наряд небрежный и простой,

И на груди роскошной бусы
Роскошно зыблются порой.
Весны и лета сочетанье
В живом огне ее очей, 
И тихий звук ее речей
Рождает негу и желанье
В груди тоскующей моей.

Тип женщины бедуинки. Последняя треть XIX в.

Тип женщины бедуинки. Последняя треть XIX в.

Женщина из Наблуса. Последняя треть XIX в.

Женщина из Наблуса. Последняя треть XIX в.

Мужчина

«В домах [мечетях], которые Аллах позволил [и повелел] воздвигнуть, поминается Его имя. Его возвеличивают в них и по утрам, и в течение дня мужчины, которых ни купля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, [полноценного] совершения намаза и выплаты закята. Они боятся [Судного] дня, когда перевернутся сердца и взгляды [от ужаса]» (ан-Нур, 36-37).

«И Мы велели  человеку хорошо относиться к своим родителям. Матери тяжело вынашивать его и тяжело рожать его, а беременность и [кормление] до отлучения [от груди] – тридцать месяцев, а затем он достигает зрелости. Достигнув сорока лет, он говорит: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты одарил меня и моих родителей. Дай мне возможность совершать праведные поступки, которыми Ты доволен. Сделай моих потомков благочестивыми. Поистине, Я каюсь перед Тобой. Поистине, я – один из мусульман» (Ахкаф, 15).

Коран свидетельствует и о первостепенном социальном статусе мужчины, и его высокой социальной ответственности. Его жизнь делится на три главных периода, границы которых определяются способностью к произведению потомства.

Ислам принес в Аравию новый взгляд на человека, имеющего ценность в своей соотнесенности с идеалами Откровения по преимуществу. Важнейшими качествами «настоящего мужчины» стали не столько представление о чести, мужество и презрение к опасности, отличие в подвигах и великих делах, терпение и самоконтроль, щедрость и гостеприимство, но, прежде всего, глубокая и искренняя вера.

Фрагмент рассказа И. А. Бунина, совершившего в 1907 г. поездку в Палестину, может быть легко проиллюстрирован фотографией бедуинского шейха из Пальмиры. Впечатления от этой поездки легли в основу многих произведений Бунина, включая и рассказ «Весной, в Иудее» (1946 г.): «Аид был лет пятидесяти, невысок, широк в кости, очень худ и очень крепок, лицо  обожженный кирпич, глаза прозрачные, серые, пронзительные; медная борода с проседью, жесткая, небольшая, подстриженная, и такие же подстриженные усы,  бедуины то и другое всегда подстригают; обут, как все, в толстые подкованные башмаки».

Бедуинский шейх Пальмиры. Последняя треть XIX в.

Бедуинский шейх Пальмиры. Последняя треть XIX в.

Мусульманин, сторож мечети. Последняя треть XIX в.

Мусульманин, сторож мечети. Последняя треть XIX в.

Мусульманский шейх. Последняя треть XIX в.

Мусульманский шейх. Последняя треть XIX в.

Семья

«И из Его знамений – то, что Он сотворил для вас жен из вас самих, чтобы вы находили в них покой. Он установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом – знамения для людей размышляющих» (ар-Рум, 21).

Брак в исламе считается делом богоугодным. Сожительство с женщиной без заключения брака в исламе запрещено и считается прелюбодеянием. В утверждении обязанностей супругов Коран подчеркивает традиционные роли мужчины и женщины, отмечая особую уязвимость женщин и детей. Важно, что женщина в Коране наделяется полноправным религиозным статусом, за ней закрепляется целый ряд имущественных прав.

Призывы «инвестировать в сокращение населения», которые, к большому сожалению, часто тиражируются сегодня, входят в прямое противоречие с мусульманской традицией. Хорошо известно, что именно исламские семьи благодаря высокой рождаемости обеспечивают гармоничное развитие человеческого потенциала целого ряда стран. В основе этого, несомненно, лежит семейная этика, зафиксированная Кораном.

В апреле 2023 г. в ГМИР прошла выставка «Русские учителя на Святой земле (1882-1914)». Откровением для многих посетителей выставки стала судьба супругов Анны и Василия Соловьёвых, работавших в учебных заведениях ИППО. Леонид Соловьёв, рожденный в этом браке в г. Триполи (Ливан), стал автором замечательных повестей о Ходже Насреддине (Л. В. Соловьёв. «Очарованный принц», 1950 г.):

«Но человек, имеющий жену, должен иметь и потомство; Ходжа Насреддин не уклонялся от этого правила: на четвертый год супружеской жизни Гюльджан подарила ему четвертого сына. Радовался Ходжа Насреддин, радовалась Гюльджан, шумно ликовали, хлопая в ладоши, братья новорожденного <.>. Через месяц тронулись дальше  Гюльджан на своем белом ишаке, а Ходжа Насреддин на сером.

Перед Ходжой Насреддином, на самой холке ишака сидел старший сын, второй сидел позади, на крестце ишака, и забавлялся тем, что, поймав и загнув к себе ишачий хвост, выбирал из кисточки застрявшие в ней репьи; третий сын ехал в правой переметной суме, а четвертого уложили в левую».

Палестина в 50 фотографиях: священная земля для всех авраамических религий (Фото)

Арабская семья из Михмаса. Последняя треть XIX в.

Арабская семья из Михмаса. Последняя треть XIX в.

Арабская семья из Рамаллы. Последняя треть XIX в.

Арабская семья из Рамаллы. Последняя треть XIX в.

Шейх с семьей. Неджран. 1891 г.

Шейх с семьей. Неджран. 1891 г.

Торговля

«Те, кто пожирает риба  [и живет за счет недозволенной прибыли], восстанут [из могил], словно те, кого шайтан свел с ума своим прикосновением. Это [наказание] за то, что они говорили: «На самом деле торговля подобна риба». Но Аллах разрешил торговлю и запретил риба. И если тот, кого достигло предостережение от его Господа, прекратит [жить за счет запретной прибыли], ему [остается] все, что [у него] было прежде [до запрета риба], и его судьба [зависит] от [решения] Аллаха. А кто вернется [к запретной деятельности], те – обитатели Ада, и в нем они останутся навечно [если считали риба разрешенным]» (Бакара, 275).

Откровения, полученные Мухаммадом ﷺ, были обращены к самым обычным людям – обитателям торговых поселений, расположившихся вдоль караванных маршрутов, пересекавших Аравию в разных направлениях. Важно, что виды и способы торговой деятельности рассматриваются в Коране в первую очередь с точки зрения этических норм.

«Первой глобализацией» была арабо-исламская. Мусульмане контролировали важнейшие морские и сухопутные торговые маршруты, которые одновременно были и путями передачи знаний. История книжности мусульманской цивилизации неразрывно связана с именами купцов и торговых посредников. Они успешно вели торговые дела, создавая при этом географические сочинения, поэтические антологии, правовые трактаты... На протяжении многих веков великий мусульманский базар оставался местом взаимопроникновения культур.

Л. В. Соловьёв. Возмутитель спокойствия, 1940 г.:

«Дорогу! Дорогу!»  кричал Ходжа Насреддин, но даже сам с трудом различал свой голос в тысячах других голосов, ибо кричали все: купцы, погонщики, водоносы, цирюльники, бродячие дервиши, нищие, базарные зубодеры, потрясавшие ржавыми и страшными орудиями своего ремесла. Разноцветные халаты, чалмы, попоны, ковры, китайская речь, арабская, индусская, монгольская и еще множество всяких наречий  все это слилось воедино, качалось, двигалось, гудело, и поднималась пыль, и замутилось небо, а на площадь бесконечными потоками прибывали новые сотни людей, раскладывали товары и присоединяли свои голоса к общему реву».

Продавцы ковров. Последняя треть XIX в.

Продавцы ковров. Последняя треть XIX в.

Продавцы сахарного тростника в Каире. Последняя треть XIX в.

Продавцы сахарного тростника в Каире. Последняя треть XIX в.

Вода

«И Мы отправили ветры, несущие [дождевые облака], а затем низвели с неба воду и напоили вас ею. И вы не можете ее хранить [вода либо уходит в землю, либо испаряется]» (Хиджр, 22).

В странах с жарким и сухим климатом живительная сила воды кажется еще более удивительной. Там, где проливаются благословенные дожди, или где из недр земли бьют источники, иссушенные каменистые и песчаные почвы могут едва ли не на глазах покрыться зеленью. Чистая, прохладная вода – одно из важнейших богатств Рая (H. П. Греков. Из Корана, 1860 г.):

Но Правоверный в этот день / Возьмет от Господа награду:
Двух вертоградов темных сень / И двух источников прохладу
И будут двух родов плоды / Висеть на ветвях там зеленых
И течь струи живой воды / Из двух источников студеных
И в ночь чудесных снов рои / К его слетятся изголовью
И примут гурии с любовью / Его в объятия свои.

В городах свежая дождевая влага загрязнялась органикой, застаивалась и быстро загнивала. Горожане всегда испытывали острейший недостаток воды, пригодной для питья. Водоносы должны были не только обладать большой физической силой и выносливостью, но и следовать определенным гигиеническим правилам и цеховому уставу. К этой древней профессии всегда относились с почтением (см: Я. В. Кауров. Монастырь. Из цикла «Песни Ходжи Насреддина», 2019 г.):

Тут заказывают с чашками поднос / Сам искуснейший гончар Исфандияр,
Фероуз 
 известный миру водонос, / И влиятельный писец Абубакар!
А чайханщик  добродетельный простак, / Долгий век Аллахом будет он храним,
Нет монеты, кипятку нальет и так / Сладкогласный уважаемый Муслим.

Водоносы, наполняющие бурдюки. Последняя треть XIX в.

Водоносы, наполняющие бурдюки. Последняя треть XIX в.

У старинного колодца. Последняя треть XIX в.

У старинного колодца. Последняя треть XIX в.

Финиковая пальма

«И они говорят: «Мы не поверим, пока ты не выведешь для нас из земли источник. Или пока не будет у тебя пальмового сада и виноградника, в которых ты проложишь реки» (аль-Исра, 90-91).

Недоверчивые слушатели требовали от Мухаммада ﷺ доказательства истинности его послания и знака божественной милости к нему. При наличии проточной воды орошение финикового сада не доставляет жителям оазисов больших хлопот, поэтому владение садом с источниками
— предел желаний и знак благосклонности небес (Н. С. Гумилёв. Рощи пальм и заросли алоз, 1908 г.):

Рощи пальм и заросли алоэ,
Серебристо-матовый ручей,
Небо, бесконечно-голубое,
Небо, золотое от лучей.

Финиковая пальма — одно из наиболее древних одомашненных растений. В Аравии, как и во многих других странах Ближнего и Среднего Востока и Африки, финики являлись важнейшим элементом рациона. Важно, что высокая ликвидность фиников превращала их в вариант «денег»: ими можно было погашать долги. Для различных повседневных нужд использовались все части финиковой пальмы. По преданию, первым «одеянием» Каабы были полотнища, сплетенные из стеблей пальмовых веток. Естественным образом изображения пальм являлись обязательной частью задников при изготовлении в ателье постановочных фотографий, связанных с Ближним Востоком.

Мечеть Джеззар Паша (иначе – Белая мечеть), обрамленная рядами финиковых пальм, была построена в 1781-1782 гг. Это – прекрасный образец османской архитектуры, вобравшей в себя как византийский, так и персидский стили. Сегодня это самая большая мечеть в Израиле за пределами Иерусалима. В мечети хранится важная реликвия – волос из бороды пророка Мухаммада ﷺ.

Мечеть Джеззар Паша. Акко. 1880-е гг.

Мечеть Джеззар Паша. Акко. 1880-е гг.

Пастухи бедуины из Пальмиры. Последняя треть XIX в.

Пастухи бедуины из Пальмиры. Последняя треть XIX в.

Хлеб

«Те, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, в каждом колосе по сто зерен. И Аллах увеличивает [награду], кому пожелает. И Аллах – Всеохватывающий, Знающий» (Бакара, 261).

Коран изобилует прямыми и косвенными сообщениями о земледелии и растениеводстве до такой степени, что если выбрать и объединить множество профильных контекстов, то читатель увидит мир, чьи жизненные интересы связаны с земледелием по преимуществу. Это противоречит широко распространенному взгляду на общество Аравии времен Пророка ﷺ, как на общество кочевников и купцов-караванщиков. Многое, однако, объясняет тот известный факт, что чуть менее половины, десять из двадцати двух лет из пророческого служения (622-632), Мухаммад ﷺ жил и проповедовал в Йасрибе, крупном земледельческом оазисе.

В России знают и любят среднеазиатский «тандырный хлеб», воздушный, мягкий, ароматный, невероятно вкусный и похожий на солнце. Тандыр — технология, которой более пяти тысяч лет, и живая традиция (Е. В. Ташлицкий. Самаркандская лепешка, 2018 г.):

Восточное чудо, божественный хлеб,
Священная трапеза вкуса и цвета,
Вкуснее лепешки такой 
 просто нет,
Пробуйте ломтик от «солнца» — вот этот..
Манящего дива насыщенный рай,
Отведай, вкуси это благо земное,
От зерен пшеничных святой «каравай»
Из древних глубин подношение живое.

Обмолот зерен ручным жерновом. Последняя треть XIX в.

Обмолот зерен ручным жерновом. Последняя треть XIX в.

Выпекание хлеба. Последняя треть XIX в.

Выпекание хлеба. Последняя треть XIX в.

Собирание колосьев на поле Вооза. Последняя треть XIX в.

Собирание колосьев на поле Вооза. Последняя треть XIX в.

Кладбище

«Он сотворил его из капли и предопределил. Затем [Аллах] облегчил ему путь. Затем умертвил его и поместил в могилу. Затем, когда пожелает [Аллах], воскресит его» (Абаса, 19-22).

Виды надмогильных сооружений, а также обряды погребения в мусульманских странах различны и во многом связаны с соответствующими обычаями, существовавшими в доисламский период. В целом для исламской ритуальной традиции характерно обращение к текстам Корана, использование погребальных покрывал и носилок, также важна форма могилы с нишей в боковой стене или углублением на дне и размещение тела усопшего лицом в направлении на Каабу в

Мекке (см: Н. С. Гумилёв. Паломник, 1911 г.):

Он упадет, но дух его бессонный
Аллах недаром дивно окрылил,
Его, как мальчик страстный и влюбленный,
В свои объятья примет Азраил
И поведет тропою, разрешенной
Для демонов, пророков и светил.

Если смерть наступила утром, погребение должно состояться в тот же день (предпочтительно — до захода солнца), но, если человек умер днем или ночью, его хоронят на следующий день. Погребальные церемонии сопровождаются чтением сур Корана (чаще всего 1, 2, 18, 36, 44, 97). 
Надписи на намогильных сооружениях и их форма — важный историко-этнографический источник, изучением которого занимались и русские специалисты, связанные с ИППО.

Мусульманское кладбище. Дамаск. Последняя треть XIX в.

Мусульманское кладбище. Дамаск. Последняя треть XIX в.

Все фото с выставки: Ислам-тудей

Ясмин Нуриева

Социальные комментарии Cackle