Когда кто-то говорит о мусульманах, или вы встречаете мусульманина в соседнем от дома магазине, задумываетесь ли вы о том, откуда он? Многие люди ошибочно полагают, что мусульмане живут только в мусульманских странах.
Однако последователи исламского вероучения проживают даже в самых отдалённых уголках нашей планеты. Африка, Англия, Монголия, Швеция, Австрия – этот список стран, ставших домом для мусульман, можно продолжать бесконечно.
Но сегодня мы с вами раскроем тайну появления мусульман в Лондоне.
Свой путь мы начнём от мечети, что расположена в Восточной части Лондона и имеет столетнюю историю. Пожалуй, это старейшая мечеть Лондона, обслуживающая общины в самом сердце Ист-Энда и за его пределами.
В 1910 году некоторые известные мусульманские деятели решили построить мечеть в Лондоне и учредили Фонд Лондонской мечети. К 1926 году Фонд составил значительную сумму, и тогда было принято найти подходящее для мечети помещение.
Первое время, пока шли поиски, для пятничных молитв снимались отдельные комнаты. Однако уже в 1940 году были куплены три дома на Коммершиал-роуд, которые впоследствии и были переоборудованы в мечеть.
Свои двери новая мечеть распахнула в пятницу 1 августа 1941 года. Подполковник Сэр Хусейн Сухраварди, председатель Исполнительного комитета Фонда Лондонской мечети, приветствовал верующих в недавно созданной мечети Восточного Лондона и Исламском культурном центре.
Первую молитву возглавил посол Саудовской Аравии Его Превосходительство Шейх Хафиз Вахаб.
На протяжении долгих лет многие выдающиеся личности были связаны с Фондом Лондонской мечети. Среди них – Сайед Амир Али, первый индийский тайный советник, который был председателем Исполнительного комитета Фонда Лондонской мечети до своей смерти в 1928 году.
Его Королевское Высочество Ага Хан был пожизненным президентом Попечительского совета. Среди попечителей Фонда также в своё время были Абдулла Юсуф Али и Мухаммад Мармадьюк Пиктхолл, известные переводчики Священного Корана.
Также было много немусульман, которые понимали и активно поддерживали необходимость создания места для поклонения мусульман в Лондоне. Речь идёт о лорде Ламингтоне, который впоследствии стал заместителем председателя Фонда Лондонской мечети; историке, профессоре Т.У. Арнольде, бывшем почётном секретаре и сэре Джоне Вудхеде – казначее Фонда.
В 1975 году Совет Лондона приобрёл помещение на Коммершл-роуд в соответствии с обязательным заказом на покупку. Были предоставлены временные здания до тех пор, пока нынешняя мечеть не была построена на Уайтчепел-роуд.
В 1982 году началась работа над новой мечетью в Восточном Лондоне, которая была завершена в 1985 году и открыта также в пятницу, 12 июля 1985 года. Эта просторная мечеть с красивыми и уточнёнными куполом и минаретами очень быстро стала достопримечательностью лондонского Ист-Энда.
Очень быстро новое здание стало заполняться на пятничные молитвы и во время праздников. Тогда в 1999 году было принято решение приобрести прилегающую землю.
Его Королевское Высочество Принц Чарльз и Его Королевское Высочество принц Мохаммед аль-Фейсал запустили проект по строительству Лондонского мусульманского центра рядом с мечетью в 2001 году.
Строительные работы начались год спустя, и новый Лондонский мусульманский центр открылся в июне 2004 года. Но и это пространство заполнялось так же быстро, что говорило о большой его востребованности.
Тогда в 2009 году стартовал новый этап развития – строительство центра «Марьям», который распахнул свои двери в 2013 году. Центр включает в себя обширные помещения для женщин, много молитвенных комнат, помещение для посетителей и оказания необходимым услуг прихожанам.
Однако это далеко не первая мечеть, появившаяся на территории Лондона. На самом деле первая мечеть была построена востоковедом по имени Готлиб Вильгельм Лейтнер.
Родился он в еврейской семье в Пеште, Венгрия. Достоверно известно, что Лейтнер учился в школах-медресе при мечетях Стамбула и, по его собственному признанию, выучил наизусть большие отрывки из Корана.
К 15 годам он уже свободно говорил на 8 языках, включая турецкий, персидский, арабский и большинство европейских языков. Именно поэтому было решено нанять его в качестве переводчика первого класса Британской Верховной комиссией в Стамбуле.
Это интересно! Читакйте также: 10 современных мечетей, бросающих вызов традиционной исламской архитектуре
Доктор Лейтнер приехал в Англию в возрасте 17 лет и получил степень в Лондонском Королевском колледже, к тому времени, как говорят, он знал уже 15 языков.
После получения учёной степени он был назначен преподавателем в возрасте 19 лет, а к 21 году стал профессором в том же колледже по арабскому и мусульманскому праву. Будучи 24-летним специалистом, Лейтнер занял пост директора Государственного колледжа Лахора, позже Университета Пенджаба.
В Англию Готлиб вернулся с чёткой целью – основать здесь Восточный институт. Поиски подходящего помещения привели его в Уокинг, в то время очень слабо развитый пригородный город в 30 милях от Лондона.
Он приобрёл в собственность то, что когда-то было Королевским драматическим колледжем. Это было большое викторианское здание, возвышавшееся на обширной территории, которое было построено как дом престарелых для вышедших на пенсию актёров. Этот проект был обречён на провал, однако здание идеально подходило для целей Лейтнера.
Здесь в 1883 году он и основал свой Восточный институт, и на пожертвования Бегум Шах Джахана в 1889 году построил первую мечеть в Англии.
Несмотря на то, что нет достоверных данных о том, принял ли Лейтнер ислам, он активно поддерживал это вероучение и самих лондонских мусульман.
Вначале мечеть в основном использовалась приезжими высокопоставленными лицами и знатными людьми из мусульманских стран. В 1900-1912 годах мечеть вышла из употребления.
Однако когда приезжий индийский юрист Хваджа Камал-уд-Дин был ошарашен подобным пренебрежением к религиозному месту, то он тут же решил приобрести мечеть вместе с землёй, на которой она стояла. На его счастье, сын Лейтнера продал ему здание за бесценок.
Хваджа Камаль-уд-Дин был образованным, харизматичным и вдохновенным лидером. Он поселился в доме имама, организовал ежедневные молитвы в мечети и с помощью помощников, привезенных из Индии, основал мусульманскую миссию в Уокинге для распространения послания ислама народу Великобритании.
Одним из первых новообращённых был лорд Хедли, который стал другом Хваджи, и вместе они неустанно трудились на благо ислама.
Посетители мечети, как следует из сохранившихся архивов того времени, были глубоко впечатлены равенством в исламе и братством, которое существовало между людьми такого разного происхождения и социального класса, чего не хватало в обществе.
Позже лорд Хедли активно выступал за создание мечети и исламского центра в Лондоне и считал, что британское правительство должно помочь в этом. В речи, которую он произнёс по этому поводу в Палате лордов, он указал, что при Британской империи мусульманских подданных было больше, чем христиан, и правительство обязано обеспечить условия для того, чтобы их поданные могли соблюдать религиозные предписания.
В течение нескольких лет благодаря работе Камаль-уд-Дина и его мусульманской миссии ислам закрепился в Англии, и с этого момента значение ислама в английском обществе неуклонно росло.
Миссия Уокинга была координационным центром для встреч влиятельных мусульман в этой стране, где они обсуждали и планировали будущий рост и развитие ислама в Англии, включая создание центральной мечети в Лондоне.
После Второй мировой войны произошёл огромный приток мусульманских иммигрантов из британских колоний в Великобританию, и они создали общины по всей стране.
Постепенно влияние мечети Уокинга как национального центра уменьшилось, и с 1960-х годов она служила в основном местной мечетью для соседнего мусульманского иммигрантского населения.
Продолжение следует…