Камиль хазрат Самигуллин: «Казан басмасы» – это ценность всего мира»

Камиль хазрат Самигуллин: «Казан басмасы» – это ценность всего мира»

В эти ближайшие дни Казань соберет мусульман со всего мира на событие мирового масштаба – Международный экономический форум России и стран ОИС «Россия – Исламский мир: KAZANFORUM 2023». В преддверии Форума в Музее исламской культуры Музея-заповедника «Казанский Кремль» открылась выставка «Казанский Коран», приуроченная к 220-летию выхода из печати первого канонического текста Священной книги.

Здесь на всеобщее обозрение представлены уникальные экземпляры Священного Писания мусульман XVIII века, татарские рукописи Корана, первые печатные издания Корана 1803 года, рукописи и книги татарских религиозных деятелей, исследовавших Казанский Коран как явление, Каюма Насыри, Шигабутдина Марджани, Ризаэтдина Фахретдина, Мусы Бигиева и других.

Это Кораны из коллекции Научной библиотеки Казанского Федерального Университета, редкие издания из фондов Музея-заповедника «Казанский Кремль», а также личной библиотеки муфтия РТ Камиля хазрата Самигуллина и библиотек казанских мечетей.

Рукописи и книги татарских религиозных деятелей, исследовавших Казанский Коран как явление.

Рукописи и книги татарских религиозных деятелей, исследовавших Казанский Коран как явление.

Казань – город первого печатного Корана в мусульманском мире

Казань и Санкт-Петербург стали первыми городами, где был напечатан Коран в полной версии. На Востоке существует такая пословица: «Коран был ниспослан в Хиджазе, прочитан в Каире, написан в Стамбуле, а напечатан в Казани». И это действительно так.

В 1803 году в Казани был напечатан первый в мире Коран, подготовленный самими мусульманами. Этот текст соответствовал, и более того задавал стандарты печатания Священной книги мусульман.

Казанский Коран "Казан басмасы" 1803 года в двух томах.

Казанский Коран "Казан басмасы" 1803 года в двух томах.

Как рассказал на открытии выставки муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин, это издание соответствовало канонам «Ар-Расм Аль-Усмани» – особый стиль орфографии арабского письма, принятый при кодификации Корана при третьем халифе ‘Усмане.

 

Камиль хазрат Самигуллин: «Казан басмасы» – это ценность всего мира»

В 1787 году полный текст Корана печатается и в Петербурге по указу Екатерины II для бесплатной раздачи мусульманам. Его подготавливали татары, но он не соответствовал правилам «Ар-Расм Аль-Усмани».

Поэтому, как отметил Камиль хазрат, представлял только политическую ценность, но не имел научной ценности, и считается ошибочным с точки зрения исламского богословия.

По словам заместителя директора научной библиотеки КФУ Амерхановой Эльмиры Исхаковны, Петербургский Коран был создан в государственных целях, чтобы на нем приводились присяги, свидетельства и клятвы.

Казанский Коран "Казан басмасы" 1803 года в двух томах.

Казанский Коран "Казан басмасы" 1803 года в двух томах.

Калям Шариф, напечатанный в 1803 году в азиатской типографии. В 10 томах (детский формат).

Калям Шариф, напечатанный в 1803 году в азиатской типографии. В 10 томах (детский формат).

Казанский Коран – феномен мирового значения

Казанское издание «Казан басмасы» является первым печатным Кораном, который получил богословское признание в мусульманском мире и соответствовал стандарту «Ар-Расм Аль-Усмани». Издание получило общемировую известность благодаря своему уникальному типографскому шрифту.

«Казан басмасы» – это ценность не только татарского народа, не только России, но ценность всего мира. Они сохранились в прекрасном виде. Пусть Аллах будет доволен теми, кто над этим работает», – заявил муфтий РТ.

Рукописи Корана.

Рукописи Корана.

Камиль хазрат Самигуллин также рассказал, что из-за определенных исторических событий люди стали отходить от правил «Ар-Расм Аль-Усмани» и первыми этим вопросом заинтересовались татарские богословы:

«Татары всегда были в авангарде, в начале этой науки и кому как не нам гордиться ими», – добавил Камиль хазрат.

Выдающимся историческим событием издание Корана в 1803 году в Казани назвал Директор института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ Салихов Радик Римович. По его словам, открытие этой выставки имеет огромное значение для духовного развития всего российского народа.

Камиль хазрат Самигуллин: «Казан басмасы» – это ценность всего мира»

«Издание первого Корана в Казани неслучайно. Оно упиралось на многовековой культурный опыт, на многовековую мусульманскую письменную культуру, которое существовало еще со времен Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. На этой почве и расцвела наша мусульманская письменная культура в дальнейшем».

Радик Салихов в этой связи вспомнил имена тех людей – инициаторов и вдохновителей, которые участвовали в этом святом деле – Абдулгази Бурашева – владельца первой Азиатской типографии, и последующих ее владельца – Юсуфа Апанаева.

Рукопись Корана, XVIII век.

Рукопись Корана, XVIII век.

Азиатская типография – первая типография в Казани, которая была учреждена в 1800 году на средства отставного поручика Габдулгазиза Бурашева. Также является первой татарской типографией в Российской империи. Ведущие ученые нашей республики и России подтвердили дату выходы казанского Корана и определили место, где располагалась данная типография. Сегодня это место является мемориалом.

«Выход в свет в 1803 году первого мусульманского канонического Корана, выпущенного самими татарами, создало почву для дальнейшего развития национального книгопечатания, в том числе развития художественной литературы», – отметил он.

Как считает Амерханова Эльмира Исхаковна, Казан басмасы – огромный вклад в мусульманскую культуру, и мы должны гордиться нашими предками.

Камиль хазрат Самигуллин: «Казан басмасы» – это ценность всего мира»

Эксперты отметили, что на передовой популяризации Казан басмасы работает Духовное управление мусульман Республики Татарстан. Так в 2021 году был создан компьютерный старинный типографский шрифт «Казан басмасы» и издан на основе него казанский Корана.

Издание Корана «Казан басмасы», которое было напечатано в 1803 году в Азиатской типографии в Казани, впервые после обновления и приведения к современным печатным и богословским стандартам вновь вышло в свет в формате классического мусхафа. Долгожданный татарско-мусульманский «бестселлер» ДУМ РТ выпустило в год 220-летия «Казан басмасы» и в рамках 1100-летия принятия Ислама в Волжской Булгарии.

Хафтийак Шариф (Священная седьмая часть Корана), Казань, типография Харитонова, 1904.

Хафтийак Шариф (Священная седьмая часть Корана), Казань, типография Харитонова, 1904.

В Год национальных культур и традиций, объявленный в Татарстане, Издательский дом «Хузур» ДУМ РТ при участии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования напечатал «Казан басмасы» в виде мусхафа в высоком печатном качестве, в удобном формате А5+, на дизайнерской бумаге и с художественным оформлением для приятного чтения.

Камиль хазрат Самигуллин: «Казан басмасы» – это ценность всего мира»

Рукопись. Калям Шариф. Поволжье, 1779.

Рукопись. Калям Шариф. Поволжье, 1779.

Калям Шариф. Типография Каримовых, 1907.

Калям Шариф. Типография Каримовых, 1907.

Коран на языке Брайля. Анкара, 2014.

Коран на языке Брайля. Анкара, 2014.

 

Калям Шариф. Типография Домбровского, 1897.

Калям Шариф. Типография Домбровского, 1897.

Коран. Медина, 1986.

Коран. Медина, 1986.

Коран. Начало 2000-х. Оформлен в золотой оклад и инкрустирован драгоценными камнями. Изготовлен по заказу общины афганцев России.

Коран. Начало 2000-х. Оформлен в золотой оклад и инкрустирован драгоценными камнями. Изготовлен по заказу общины афганцев России.

Социальные комментарии Cackle