00:00
Любой, кто однажды посетит Мекку, никогда не забудет свою первую встречу с величественной Каабой. Независимо от того, сколько раз вы посетите этот священный город после, первые впечатления всё равно будут для вас особенными.
Чистота первых мгновений – это духовный опыт высшего порядка. То же самое чувство возникает и когда вы впервые видите Купол Скалы и мечеть аль-Кибли, или гуляете по иерусалимскому Харам аш-Шарифу…
Когда переступаешь порог мечети аль-Кибли, ее внутренняя красота буквально заполняет всю душу молящихся. История, заключённая в этом священном месте, поистине завораживает, а каждая стена и колонна – настоящие свидетели происходивщих здесь событий.
В михрабе до сих пор хранится мемориальная доска, открытая Салахуддином аль-Аюби после завоевания Иерусалима в 1187 году.
Слева от неё находится точная копия минбара, который он сделал много лет назад. Минбарсохранялся более 800 лет, до 1969 года, когда австралийский христианин ворвался в мечеть и поджег её. Благодаря королю Иордании Абдалле мечеть удалось восстановить.
Прогулка по подземному молитвенному залу внушает особый трепет. Каждая стена здесь – молчаливый свидетель событий многовековой давности. А в самом конце молитвенного зала можно найти библиотеку и молитвенную зону, окружённую величественными каменными колоннами. Это и есть первоначальный фундамент мечети.
Что же касается библиотеки, то она была создана Салахуддином аль-Аюби и действует по сей день. Вход в саму библиотеку – это дверь в мечеть аль-Кибли, известная как Баб аль-Наби, дверь Пророка (с.а.с.). Она огромна и внушительна, и широко распространено мнение, что это именно та дверь, через которую Мухаммад (с.а.с.) вошёл в мечеть, прибыв в Аль-Аксу. Считается также, что это дверь, через которую вошли халиф Умар ибн аль-Хаттаб и Салахуддин аль-Аюби.
Ещё одно место в Иерусалиме, которое обязательно стоит посетить, – Купол Скалы, который украшает все изображения города. Для многих людей это есть неотъемлемый символ Иерусалима. Его необъяснимая красота заключается не в сложности его детального дизайна, а в том факте, что именно отсюда пророк Мухаммад (с.а.с.) вознёсся на небеса.
Сообщается, что он поднялся с правой стороны сахры (скалы). Османы построили небольшой купол прямо за Куполом Скалы и назвали его Губба аль-Мирадж, купол вознесения, так как они верили, что именно там произошло вознесение лучшего из людей.
Когда вы входите в Купол Скалы, первое, что вас поражает, – это архитектура. Сказать, что она прекрасна и неповторима, значит, ничего не сказать. Каждый дюйм внутри купола украшен витиеватыми узорами, что только усиливает эстетические впечатления зрителя. Внутренний дизайн мечети уникален, так как она построена вокруг скалы, которая сама по себе очень большая.
Под скалой есть особое место для молитвы, где сидел имам аль-Газали, написал некоторые из своих трудов Ихья Улум ад-Дин.
Следующая остановка – Харам аш-Шариф, хранящий в себе множество историей и ставший свидетелем различных событий.
Одним из самых важных мест в Харам аш-Шарифе является Мусалла аль-Бурак. Он расположен к западу от входа в мечеть аль-Кибли, рядом с воротами Маграби (Баб аль-Магариба) и открыт только по утрам.
Это интересно! Читайте также: Почему Иерусалим так важен для мусульман?
Стоит спуститься по крутой лестнице, и вы сразу окажетесь в небольшой молитвенной зоне. Именно здесь посланник Аллаха (с.а.с.) вошёл в Харам аш-Шариф и привязал своего четвероногого спутника (бурака). Он помолился два раката, а затем направился к главной мечети в самом южном конце аш-Шарифа.
В северо-восточной части Харам аш-Шарифа находятся ворота, называемые Баб аль-Дахаби – Золотые ворота. Он был закрыт по приказу Салахуддина аль-Аюби после освобождения Иерусалима и остаётся закрытым до сегодняшнего дня.
Ворота – это единственное место в окрестностях Харам аш-Шарифа, которое имеет особое значение для всех трёх авраамических религий. Крыша ворот содержит два отдельных купола. Одно из них – это место, где имам аль-Газали обычно сидел, преподавал и занимался получением знаний. Отсюда и его название – «Куббат аль-Газали» (купол Газали).
Внешняя сторона Золотых ворот простирается до кладбища аль-Акса, Баб аль-Рахма. Там похоронены два сподвижника – Шаддад ибн Авс и Ибадат б. Саамит (р.а.). Шаддад ибн Авс (р.а.) был родом из Медины и часто посещал Иерусалим. Он был из числа рассказчиков хадисов, оставленных после Пророка (с.а.с.). Ибадат б. Саамит (р.а.) также был родом из Медины и был свидетелем многих сражений времён жизни пророка Мухаммада (с.а.с.). Он был назначен кади для Леванта (Шам) и позже стал первым кади для Иерусалима.
В старом городе, который окружает Харам аш-Шариф, было время, когда можно было найти 43 завии, или центра духовности, где всегда звучало слово Всевышнего и передавались религиозные знания. Здесь человек забывает о политике и разногласиях между власть предержащими. Здесь есть место только Всевышнему и поклонению Ему.
(Все фото в публикации: sacredfootsteps.org).