Ближний Восток – поистине колыбель человечества, ведь здесь появились самые древние государства и зародились авраамические религии.
Несмотря на сложные политические и географические границы, к которым добавляется и религиозное разделение, здесь сохранилось множество свидетельств великих цивилизаций. А между могучими Тигром и Евфратом смешалось невообразимо древнее наследие с более «молодыми» (если так можно называть прошедшие два тысячелетия) культурами.
Итак, представляем вам Ирак: страну, где еще сохранились тропинки, по которым ходили пророки.
Ирак находится на необычной территории, ведь на протяжении столетий здесь существовали самые разные государства. Поэтому в стране огромное количество важных памятников культурного наследия человечества.
Не менее важны религиозные памятники и точки притяжения. Некоторые из этих достопримечательностей ценятся и суннитами, при этом есть места, объединяющие мусульман с иудеями.
Багдад, официально существующий с 762 года, когда-то назывался городом мира и демонстрировал все величие халифата. Здесь сохранились мечети, связанные с важнейшими личностями в истории ислама.
Мечеть Абу Ханифы, построенный рядом с мавзолеем имама Абу Ханифы. Это практически главная суннитская мечеть Багдада.
«Золотая мечеть», спокойный уголок в шумном районе Казимийя. Рядом с мечетью похоронен один из величайших ученых мусульманского мира Насир ад-Дин Туси. Нынешний вид мечеть приобрела после завоевания султана Сулеймана Великолепного.
Основатель знаменитого кадирийского тариката Абдул Кадир Гилани был похоронен в Багдаде. Его мавзолей вырос в целый комплекс, состоящий из мазара (гробницы), мечети и библиотеки Кадирийя.
Интересно! Читайте также: Медресе, в котором преподавали все 4 мазхаба
Улица аль-Мутнаби. Утренний чай и вкуснейший кахи (медовые трубочки из теста) можно найти на улице с прекрасной историей. Она названа в честь поэта Аль-Мутнабби, который жил в Багдаде в 10 веке. Здесь всегда продавали книги, и раньше вся улица считалась центром и душой багдадской интеллектуальной жизни.
В Багдаде всегда проживали христиане, причем принадлежали они разным направлениям этой религии. В районе Карада – смешанное христианско-мусульманское население, другая многочисленная христианская община живет в районе Дора.
Район аль-Мадаин – это не Багдад, однако относится к Багдадской мухафазе (области). Здесь находится город Салман-Пак, названный в честь сподвижника Пророка с.а.с. Салмана аль-Фариси р.а. Считается, что в одноименной мечети захоронен сам сподвижник. Сейчас рядом с городом проходят постоянные учения иракской армии, поэтому посетить эти места скорее всего очень сложно. Помимо аль-Фариси, здесь похоронены сахабы Хузайфа ибн аль-Яман р.а., табиин Абдулла ибн Джабир ибн Абдулла аль-Ансари.
В 9 веке Аббасиды перенесли столицу в новый город, Самарру. На сегодняшний день это единственная бывшая столица мусульманского государства, сохранившая оригинальную планировку, архитектуру и памятники искусства. И это несмотря на ужасы войны, которые город перенес в начале нашего века.
В Самарре сохранились прекрасные достопримечательности. Большая мечеть и минарет Малвия. В 848 году по велению халифа аль-Васика в городе начали строить Большую мечеть. Она была действительно большая, самая вместительная на то время. Чуть позже в Каире (тогда еще просто Фустате) Тулуниды построили мечеть Ибн Тулуна по образцу Большой мечети. Таким образом они хотели показать свою самостоятельность от халифа и величие Египта.
Он построен как отдельное сооружение, его высота составляет 52 метра, а ширина в основании – 33 метра. Она спиральная, по этому образцу позже построили еще несколько спиральных минаретов в разных городах Востока.
В Самарре сохранились остатки Аббасидских дворцов и многих других сооружений, относящихся к славной эпохе расцвета Аббасидского халифата. Город украшает мечеть Аль-Аскария с золотым куполом и постепенно восстанавливающимися после взрыва минаретами.
Гробница Зулькифля а.с. В Коране упоминается пророк Зулькифль а.с. В исламской традиции о нем сохранился очень мало сведений, однако его ассоциируют с Иезекиилем, великим пророком в иудейской и христианской традициях. Как это обычно бывает с настолько древними личностями, у него несколько «могил». Сразу несколько городов претендует на то, что именно у них находится настоящая могила древнего пророка. Однако именно в Ираке находится город аль-Кифль, наиболее часто упоминаемый в качестве места упокоения Иезекииля.
Когда-то в Ираке проживало очень много евреев (а в древности, при халифах, Багдад даже был центром иудейской учености). Многие из них проживали рядом с этим городом. Так как Иезекииль – Зулькифль а.с. был важной личностью для иудеев, сюда ежегодно приезжали паломники из разных частей света. Поэтому рядом с гробницей Зулькифля а.с. осталась старая, уже никем не используемая синагога.
Местные жители верят, что именно в их городе пророк Ибрахим а.с. был брошен в огонь злым правителем Нимродом.
Руины древнего Вавилона были тщательно раскопаны и изучены, поэтому сегодня можно прогуляться по городу, ставшему символом богатства и распутства. Это была столица великого государства, подчинившего многие государства, однако со временем канувшего в Лету.
Айдар Шайхин