Муфтий РТ: Фетва о казыях

Муфтий РТ: Фетва о казыях

Вопрос:

Уважаемый хазрат! Ассалям галейкум! Я читал, что решения казыев, которые есть у нас в Татарстане, не имеют законной силы и к ним нельзя обращаться. Вместо них нужно за решением спорных вопросов обращаться к совету имамов, которые могут найти решение. Так ли это?

Ответ:

بسم الله الرحمن الرحيم

С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.

Долгое время на территориях, где проживали мусульмане, действовало шариатское законодательство, и конфликты разрешались шариатскими судьями (казыями).

Впоследствии на некоторых территориях светские власти ликвидировали шариатские суды. Такая ситуация возникла, например, в мусульманской Испании (Андалусии) и в Индии под властью Британской империи, где в 1864 году было запрещено любое шариатское судопроизводство.

Россия – светское государство, где Конституция гарантирует каждому гражданину свободу вероисповедания. Если права мусульманина были ущемлены, он имеет право обратиться в светский суд для защиты своих прав и восстановления справедливости.

Однако бывают ситуации, когда решить конфликт между мусульманами светский суд, согласно Шариату, не может. Так, например, мусульманка не может аннулировать свой исламский брак (никах) в гражданском суде, который она не регистрировала в ЗАГСе, в суде ее заявление даже не будет принято к рассмотрению, в такой ситуации ей может помочь только обращение к казыю.

Конфликты, связанные с имущественными спорами по договорам, также могут быть рассмотрены на добровольной основе в качестве третейской оговорки в казыяте.

(Фото: shutterstock.com).

(Фото: shutterstock.com).

Разумеется все решения казыята не противоречат законам Российской Федерации, а, напротив, несут полезную социальную функцию в области досудебного урегулирования споров.

В ситуации, когда в местности, где проживают мусульмане, нет казыя, ханафитский мазхаб предполагает, что верующие сами себе выберут казыя, который будет выносить для них решения в гражданских делах.

Имам Ибн Абидин пишет: «В странах, где власть у немусульман, разрешается проводить джума и праздничные намазы, а казыем становится тот, кого выберут (би тарады) мусульмане…» (Радд аль-мухтар, 6/289)

Имам Камаль ибн Хумам пишет: «Если нет султана и того, за кем можно следовать, как в некоторых исламских землях, где власть у немусульман, например, в Кордове в наши дни, – там необходимо выбрать одного из них [из мусульман] и назначить его казыем, чтобы он выносил для них решения» (Фатх аль-Кадир, 5/461).

Таким образом, мы видим, что, согласно позиции ханафитского мазхаба, если в местности нет шариатского судьи, мусульмане должны сами выбрать его из своей среды и передать ему право разрешать конфликты мусульман в гражданских вопросах, таких как аннулирование никаха, определение долгов, решение имущественных споров по Шариату, деление наследства мусульман и т. д.

Духовное управление мусульман – это общественная организация, объединяющая проживающих в определенной местности мусульман. Среди задач этой организации – упорядочивание религиозной деятельности: работы мечетей и медресе, определение времен намазов, начала и конца лунных месяцев, просветительская деятельность и т. д.

Данная организация имеет статус централизованной, т.е. объединяющей мусульман, также она официально зарегистрирована в министерстве юстиции РФ, что косвенно говорит об определенных религиозных полномочиях, которые были делегированы ей государством.

В рамках этих полномочий духовные управления организуют работу, учреждают специализированные органы казыята. Казыи выбираются и назначаются из наиболее достойных для этой работы имамов, способных разрешать конфликты мусульман.

Данная практика в условиях светского многоконфессионального государства полностью соответствует положениям ханафитского мазхаба и не противоречит государственно-правовым нормам и принципам.

И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀

С уважением,
муфтий республики Татарстан
ниКамиль хазрат Самигуллин

Источники:
Ибн Абидин. Радд аль-мухтар ʼаля ад-Дурр аль-мухтар. – Эр-Рияд: Дар ʼалям аль-кутуб,  2003. – Т. 6, с. 289.

Можно ли совершать фард-намаз за имамом, который читает другой фард-намаз?
Уважаемый устаз, возник вопрос. Если мы зашли в мечеть и присоединились к джамаату для совершения намаза магриб, а потом выяснилось, что молящиеся были шафиитами, которые в пути читали иша-намаз, действителен ли наш намаз? Мы прочитали за ними два ракаата, потом встали и дочитали один ракаат.
21.02.2022
1007
Социальные комментарии Cackle