Фото: JOAT / shutterstock.com.
Ассалям алейкум. В прошлый Рамадан я не постился из-за болезни, вскоре я вылечился, было достаточно времени возместить пропущенный пост, но я этого не сделал. Могу ли я после завершения поста этого года возместить, или же мне нужно будет выплатить штраф?
بِسۡمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحۡمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
Уа алейкум ас-салям уа рахматуллахи уа баракатух. Согласно ханафитскому мазхабу, возмещение пропущенных дней обязательного поста месяца Рамадан не является безотлагательным, т.е. вы можете возместить пропущенные дни в течении всей жизни.
Соответственно за данный ваш поступок какой-либо штраф или форма искупления Шариатом не предусмотрены. Но мы рекомендуем при первой возможности возместить пропущенные дни поста, т.к. нам неведомо сколько мы в дальнейшем проживем.
Фетва: нарушается ли пост, если захотел его прервать, но не сделал этого?
Обоснование:
❁ أَيَّامًا مَعْدُودَاتٍ فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ❁
«[Пост – это] Считанные дни. А кто из вас болен или в пути, [в этом случае он может не держать пост, но тот] пусть постится такое же количество дней в другое время» (аль-Бакара, 184).
”والصحيح أنه على التراخي لقوله تعالى: ❁ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ❁ (البقرة: 184) من غير فصل، وعن هذا قال أصحابنا رحمهم الله: لا يكره لمن عليه قضاء رمضان أن يتطوّع بالصوم؛ لأنَّ الوجوب ليس على الفور قد قال أصحابنا: إذا أخر قضاء رمضان حتى دخل رمضان آخر، فلا فدية عليه، وهو بناءً على ما قلنا: إن القضاء غير مؤقت“. يُنظر: ”المحيط البرهاني“ لمحمود بن أحمد البخاري، 2:392.
«Правильным решением является то, что это допускается [возмещение пропущенных дней обязательного поста месяца Рамадан] с отсрочкой [в течение жизни], руководствуясь словами Всевышнего «[в этом случае он может не держать пост, но тот] пусть постится такое же количество дней в другое время» (сура «аль-Бакара, 184 аят), который приходит без детализации [временного промежутка, в котором нужно возместить пропущенный дни поста].
Руководствуясь этим сказали наши соратники [богословы ханафитского мазхаба], да помилует их Аллаха: «Не является нежелательным соблюдать дополнительные посты при наличии долга по обязательному посту месяца Рамадан, т.к. данная обязанность не является безотлагательной», также отмечают наши соратники: «Если человек отсрочил возмещение пропущенных дней обязательного поста месяца Рамадан и наступил следующий месяц Рамадан, на нем не лежит обязанность уплаты фидии, и это [данное правовое решение] опираясь на решении что возмещение [пропущенных дней обязательного поста месяца Рамадан] не ограничено временным промежутком».
См. «Аль-Мухит аль-бурхани», Махмуд ибн Ахмад аль-Бухари, 2/392.
И Аллах знает лучше.
Отдел фетв (даруль-ифта) ДУМ РТ