Вопрос:
Я прочитал ахшам (магриб) намаз в аэропорту перед вылетом и вылетел в сторону запада, по прибытии увидел что в этом месте ещё не зашло солнце. Я слышал есть хадис, что Али читал намаз когда солнце вернулось после дуа Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Нужно ли мне совершать ахшам намаз заново или нет?
Ответ:
Вам не нужно перечитывать ахшам, ваш намаз считается правильным, и если вы держали пост и сделали разговение в аэропорту до вылета то ваш пост является правильным. Из правил шариата следует пост держать до захода солнца.
В книге «Ат-танвир» и его «шархе ад-дурруль мухтар» сказано:
" فَلَوْ غَرَبَتْ ثُمَّ عَادَتْ هَلْ يَعُودُ الْوَقْتُ؟ بِالظَّاهِرِ نَعَمْ"
«Если солнце зашло и затем вернулось, время возвращается или нет? По лучшему мнению: да, время возвращается».
Ибн Абидин в «Раддуль мухтар» сказал:
" قَوْلُهُ: الظَّاهِرُ نَعَمْ" بَحْثٌ لِصَاحِبِ النَّهْرِ، حَيْثُ قَالَ: ذَكَرَ الشافِعِيَّةُ أَنَّ الْوَقْتَ يَعُودُ... قُلْتُ: انَّ صَلَاةَ الْعَصْرِ بِغَيْبُوبَةِ الشَّفَقِ تَصِيرُ قَضَاءً وَ رُجُوعُهَا لَا يُعِيدُهَا أَدَاءً وَمَا فِي الْحَدِيثِ خُصُوصِيَّةٌ لِعَلِيٍّ كَمَا يُعْطِيهِ قَوْلُهُ عَلَيْهِ السَّلَامُ:
" إنَّهُ كَانَ فِي طَاعَتِكَ وَطَاعَةِ رَسُولِكَ" .
По поводу слов «по лучшему мнению: да, время возвращается», в своём комментарии Ибн Абидин сказал: «автор книги "Ан нахруль фаик" Ибн Нуджаим обсуждая это сказал: «это мнение шафиитов, что время вернётся». Я говорю что аср намаз с заходом солнца становится каза и даже если солнце вернётся намаз будет каза, (т.е. время аср намаза прошло)».
Что касается хадиса:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُوحَى إِلَيْهِ وَرَأْسُهُ فِي حِجْرِ عَلِيٍّ فَلَمْ يُصَلِّ الْعَصْرَ حَتَّى غَرَبَتِ الشَّمْسُ ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ : صَلَّيْتَ يَا عَلِيُّ ؟ قَالَ : لَا ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ : اَللَّهُمَّ إنَّهُ كَانَ فِي طاَعَتِكَ وَطَاعَةِ رَسُولِكَ فَارْدُدْ عَلَيهِ الشَّمْسَ ، قَالَتْ أَسْماَءُ : فَرَأَيْتُهَا غَرَبَتْ ، ثُمَّ رَأيْتُهَا طَلَعَتْ بَعْدَمَا غَرَبَتْ (الطحاوي، شرح معاني الآثار: 3\92)
Однажды во время прихода откровения голова Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) находилась на коленях Али радияллаху анху, и он не читал аср намаз пока не зашло солнце, и после Пророк саллаллаху алейхи ва саллям спросил: о Али совершил ли ты «аср» намаз, он ответил «нет». Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О Аллах, Али был в покорности Тебе и Твоему Пророку, верни ему солнце», Асма (радыйаллаху анха) (дочь Абу Бакра) сказала: я видела что солнце зашло и затем вышло обратно.
(Ат-Тахави Шарх мушкилуль асар, том №3 стр.92).
То это особенность касается Али, слова «О Аллах, Али был в покорности Тебе и Твоему Пророку...» указывает на эту особенность.
(Раддуль мухтар том 1 стр.265.)
والله أعلم بالصواب
Аллах знает лучше.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин