Пока что на фоне мировой хозяйственной системы сектор исламской экономики остается достаточно маленьким, хотя и имеется тенденции роста. В России за последнее время проекты в сфере исламской экономики значительно сократились (из 23 недавно реализуемых проектов в области исламской экономики, на сегодняшний день действуют только 4). Некоторые из специалистов отмечали, что многие исламские проекты имели краткосрочный характер, нацеленный на быстрое получение однократной выгоды.
Мне бы хотелось обозначить несколько теоретических аспектов концептуального характера. В основном, когда говорят об исламской экономике, подчеркивают отсутствие ростовщических механизмов (риба). Фактически это становится основным элементом отличия от доминирующей западной экономической модели. Однако в чем же сущностное отличие исламской экономической модели, остается не до конца понятным. В этом отношении вообще не понятны причины дифференциации исламской от неисламской экономики.
Следует отметить, что теоретическая модель западной экономика была разработана в XVIII в. Адамом Смитом – основоположником современной экономической теории. Он теоретически описал механизмы свободного рынка, которые в том или ином виде доминируют в современной экономической концепции. По его убеждению в основе рыночных отношений лежит поведение человека, основанное на его личных и корыстных интересах. Сумма подобных индивидуальных устремлений образует интересы общества. Именно этот порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие, как отдельного человека, так и всего общества.
Нельзя сказать, что это был единственный взгляд, были и противоположные мнения. Немецкий социолог Макс Вебер напротив, считал, что зарождению капиталистической модели западной экономики способствовали религиозные взгляды, точнее протестантская этика. В протестантизме труд становился религиозной добродетелью, а верующий человек выражал свою преданность Богу через усердие. Верующий человек последовательно следует упорному труду, рациональному ведению хозяйства, накоплению и вложению прибыли в дальнейшее производство. То есть стремление к благосостоянию считалась признаком не греховной жадности, а проявлением религиозной нравственности и праведности.
Таким образом, нам необходимо говорить о материальном аспекте жизни мусульманского сообщества так же в контексте обсуждения богословских проблем. Сегодня достаточно активно идет обсуждение вопросов исламской экономики, финансов, банкинга, страхования, хеджирование и т.д. К сожалению, сегодня нет четко сформулированной модели, объясняющей каким образом религиозное мировоззрение мусульман, формирует особую форму хозяйственных отношений, что позволяет нам говорить о некой специфической модели экономики, которая обозначается как исламская.
Сегодня сектор исламской экономики – это мизерный сегмент современной мировой хозяйственной системы, выстроенной в основном по западным образцам и стандартам. Западная экономическая модель, как было сказано, по мнению некоторых мыслителей, стала доминирующей во многом благодаря религии, хотя в дальнейшем многие идеи трансформировались. Тем не менее, без идей трудолюбия, усердия, бережливости предпринимательского духа, обоснованных на богословском уровне, современная западная цивилизация в сегодняшнем виде, возможно, не могла бы существовать. Тогда эти идеи протестантизма повлияли на весь западный мир и, в том числе, стали залогом не только экономического развития, но и современного политического влияния западных стран.
Однако какова значимость хозяйственно-экономической этики в исламе, направленной на формирование благосостояния исламского общества? Каковы эти идеи, чем они обоснованы и насколько они популярны на уровне обычного религиозного сознания рядового верующего? От того, как сможет ответить на эти вопросы современная исламская теология, будет зависеть не только благосостояния мусульманских сообществ, но и их место в мировой политической системе современного мира, которая во многом основана на экономическом лидерстве технологически развитых стран Запада. Я не исключаю, что современные исламские мыслители имеют свою позицию по этому вопросу. Возможно, взгляды на исламскую хозяйственно-экономическую этику описаны и обоснованы в работах богословского характера. Однако здесь необходимо не только профессиональный богословский взгляд, но и «внедрение» подобных установок в современное обыденное мировоззрение мусульман.
Сегодня нужно понимать, что без трансформации мировоззрения мусульманского сообщества, вряд ли возможны серьезные изменения. В частности, идеи такдира (предопределения) оказывают серьезное влияние на мировоззрение исламского сообщества. Однако через определенные интерпретации божественному предопределению зачастую придается фаталистический характер. Это способствует ослаблению инициативности, личной мотивированности представителей мусульманского сообщества. Вместо того, что бы быть нацеленным на активную хозяйственно экономическую деятельность, многие представители мусульманского сообщества предпочитают смириться с трудностями, интерпретируя свое тяжелое материальное состояние как испытание Аллахом, являющееся непреодолимым божественным предопределением, т.е. такдиром.
По нашему убеждению исламскому богословию необходимо активизировать социально-экономические установки вероучения и стремиться деполитизировать исламское идеологическое пространство. Необходимо больше делать акцент на преодоление морально-нравственных, этических проблем общества в современных условиях глобальных информационных и технологических процессов. В этом отношении разработка и активная популяризация исламской экономической этики может стать основой не только преодоления материальных проблем современных мусульманских сообществ, но решить многие проблемы связанные с радикализацией части исламского сообщества. Тем более, такие религиозно-этические модели обосновывающие идеи трудолюбия, усердия, бережливости, становятся все более востребованы на фоне доминирующей потребительской идеологии, по образцам которой сегодня функционирует современная западная экономика.
Ринат Патеев,
Директор Центра исламоведческих исследований АН РТ