2 важнейших задачи, которые должно решить современное исламское богословие

Есть теолого-богословские установки ислама, которые иногда в примитивной интерпретации становятся частью манипулятивных техник, используемых вербовщиками. Зачастую в процессе вовлечения особый упор делается на вознаграждение в потусторонней жизни. Это можно наглядно увидеть в одном из телефонных разговоров между девушкой и парнем, приверженцами радикальной организации. «Мы хотим быть среди тех, кто получает удел у своего Господа».

На что девушка просит обязательно передать салям своему брату Абу Бакру и всем остальным. Это демонстрация того, что именно награда в раю часто используется как одна из наиболее эффективных манипулятивных технологий. Причем используется довольно цинично: молодой мусульманин или мусульманка, которые еще не успели обзавестись семьей и находятся в сложной жизненной ситуации.

Еще один наглядный пример такой вербовки. «Кровь шахида не успевает высохнуть, как он уже встретил ее. Ее глаза наслаждаются созерцанием. Гурия с большими глазами, девственница, подобная рубину. Неужели ты выбираешь тех мирских женщин взамен тех прекрасных, что ждут тебя в раю? Жена, созданная Аллахом, она знает тебя сейчас, любит тебя сейчас сильной любовью. Она скучает по тебе и с нетерпением ждет встречи с тобой. И поспеши, брат, к той, которая никогда не предаст тебя, не разочарует тебя».

Причем текст сопровождается соответствующим аудио- и видеорядом. Такие действия со стороны вербовщиков приводят к тому, что человек готов сделать что угодно, чтобы «попасть в рай».

Еще один момент, на котором играют радикально настроенные личности, – идея предопределения, которая является одним из наиболее сложных теологических вопросов. Это используется в примитивной форме дл мотивации террористической деятельности. Человека убеждают в том, что совершенный им поступок предопределен Всевышним, и этого нельзя избежать. Таким образом, происходит снятие всей моральной ответственности с человека, что приводит к пониманию, что это не его личный выбор. Одна девушка, которую во время остановили, на вопрос о том, рада ли она, что ее вовремя вернули, ответила, что «так предопределил Всевышний».

Однако не только искаженные установки являются основой вовлечения в ДАИШ (террористическая организация, деятельность которой запрещена в РФ). Сама по себе радикальная идеология еще ничего не значит. Сами мотивы имеют сложный, комплексный характер.

Сейчас в ИГИЛ уходят те, кто живет в ЕС, в Штатах. Они достаточно успешны в экономическом плане, являются передовыми государствами в области защиты прав. Есть даже примеры, когда туда уходят сотрудники правоохранительных органов и бывшие военные, что представляет дополнительный «бонус» для радикалов за счет богатого опыта.

Радикализацию стоит рассматривать как экстраординарную форму определенной самореализации человека, которая может содержать целый комплекс ложных мотивов. Человек, который пребывает в сложной социально-психологической ситуации, может легко попасть под влияние радикальных групп.

При анализе важно учитывать несколько факторов. Во-первых, демографическую трансформацию глобального перемещения, то есть урбанизацию. В условиях изменения социокультурных условий зачастую ориентация идет на радикальные группы, которые заменяют собой прежние связи в обществе.

Следующий момент – молодежный фактор. Подавляющее большинство участников ДАИШ – молодые люди в возрасте 25-30 лет. Это те, у кого нет возможности самореализоваться, получить работу, образование и создать семью. То есть уход в такие организации для них – способ утверждения собственного статуса в молодежной среде, а радикальные действия являются механизмом повышения собственного статуса среди сверстников.

Нельзя оставить без внимания и личностно-психологический фактор. Здесь речь идет о социализации в неполных семьях, так называемый фактор безотцовщины. В число причин входит и конфликт с социальным окружением, который включает в себя и синдром профессиональной деформации, характерный для сотрудников силовых ведомств.

Заключительным, но не менее важным, является фактор групповой солидаризации эмоционального самовыражения, когда криминальные проявления рассматриваются не как форма получения материальных выгод, а как способ самоутверждения в группе, протест против устоявшихся социокультурных норм в обществе. Это перерастает в псевдоджихадистский формат. Надо сказать, что зачастую криминальные установки доминируют над религиозными.

Остро стоит вопрос о ресоциализации мусульман-заключенных, которые за время длительных сроков в тюрьме становятся активными верующими, а после выхода на свободу вновь попадают в сложные жизненные ситуации.

Значение имеют и псевдорелигиозные мотивы, и сложные психологические установки, которые воспроизводятся в рамках радикальный групп. Сами руководители террористических организаций – люди эгоистичные, жаждущие власти, которые таким образом удовлетворяют свои психологические комплексы, руководствуясь в своих действиях нафсом. Они призывают к большому джихаду, хотя сами уже давно проиграли джихад с собственным нафсом.

Что касается влияния в интернете. Не стоит преувеличивать его роль в процессе радикализации населения. Современные исследования говорят, что вовлечение в радикальную деятельность по-прежнему происходит традиционными способами – через родственников, друзей, знакомых. Становление общества с развитой системой коммуникации обезличивает мир, разрушая традиционные связи, порождает конфликт идентичности.

Как итог – человек ассоциирует себя не с конкретным, локальным джамаатом, а становится «гражданином мира» или вовсе ассоциирует себя с членами виртуального джамаата, которые якобы уже ведут глобальную войну за справедливость. Отсюда процесс трансформации исламского мира и секуляризация, порождающая радикальные реакции.

Нужно свести на нет уровень внутреннего конфликтности исламского мира, ликвидировать волны насилия, преодолеть внутренние противоречия.

Для исламского богословия в наши дни важно решить две задачи. Во-первых, необходимо активизировать социальные установки вероучений и деполитизировать исламское пространство. Надо делать акцент на преодоление морально-нравственных, этических проблем общества; осознать значимость хозяйственно-экономической этики в исламе, которая направлена на формирование благосостояния исламского общества.

Также нужно переосмыслить подход к отношению светскости. В основе секулярности лежит принцип разделения государства и религиозных институтов. Но можно ли решить все противоречия между самими мусульманами, когда у многих есть собственное понимание религиозных установок ислама? Тот, кто поддерживает это разделение (государства и религии), не является от этого неверующим человеком. Он может выполнять все требования ислама, но считать, что через религиозную призму нельзя решить все политические проблемы.

По материалам конференции «Толкование Священного Корана в прошлом и настоящем: Современная интерпретация коранических стихов, связанных с военной тематикой»

 

Социальные комментарии Cackle