В ряду дисциплин, непосредственно связанных с Кораном, в числе первых стоит искусство чтения Корана или рецитация. Она учит правильному чтению Корана (своего рода фонетика арабского языка в применении к Корану), специалистов по нему называли "кариями".
Если обратиться к истории арабской культуры, то к периоду конца VII - начала VIII вв. относятся даты жизни некоторых "чтецов" (курра`), знатоков рецитации Корана, которые считались впоследствии основателями самостоятельных школ, или способов чтения. Но науке не известно, закрепили ли они свой опыт в письменных сочинениях, были ли тогда же написаны трактаты об орфографии Корана и разночтениях в первых его экземплярах (в масахиф ал-амсар - "списках крупных городов").
В нашей базе данных среди книг, относящихся к Таджвиду, наряду с новометодными учебниками, есть сочинения арабских авторов XII в., как, например ابو القاسم بن فيره الرعينى الشاطبى ابو محمد Абу'л-Касим б. Фиррух ар-Ру`айни аш-Шатиби Абу Мухаммад (538/1143-590/1194).
Его сочинение عقيلة اتراب القصائد فى اسنى المقاصد `Акилат атраб ал-каса'ид фи исна ал-макасид было издано в 1908 г. Один экземпляр этой книги хранится в Научной библиотеке Института Востоковедения СПб. В каталоге Альвардта дано описание 8 рукописей этого сочинения с вариантами названий: Китаб или ал-касыда или ал-Манзума ар-Ра'иййа [фи'т-тажвид].
В 1907 и 1908 гг. дважды была издана "Грамматика в стихах Корана" под названием كتاب الشاطبى Китаб аш-Шатиби . Один экземпляр этой книги также хранится в Библиотеке Санкт-Петербургского Филиала Института Востоковедения АНР . У Альвардта есть и другие варианты ее названия, как, например, Хирз ал-'амани ва уаджху ат-тахани или ал-Касида аш-Шатиби .
Кроме этого, мы знаем пять казанских изданий المقدمة الجزرية Ал-Мукаддимат ал-Джазарийа . Автор этого введения к правилам чтения Корана شمس الدين محمد بن محمد ابو الخير الجزرى Шамсаддин Мухаммад б. Мухаммад Абу'л-Хайр ал-Джазари (751/1350-833/1429) - составитель нескольких трудов, посвященных искусству чтения Корана. Он побывал в Мавераннахре, куда был перевезен в качестве пленника Тимуром после поражения турецкого султана Баязида (792/1389-805/1402) в 805/1402 г. После смерти Тимура переселился в Иран и умер в Ширазе в 833/1492 г. .
К этой книге составлялись комментарии, которые также издавались в Казани. Так, в 1887 году был издан комментарий طاش كبرى زادة Таш Купри Заде (968/1560) под названием كتاب المنح الفكرية بشرح المقدمة الجزرية فى علم تجويد القرآن "Китаб ал-минах ал-фикрийа би-шарх ал-мукаддима ал-Джазарийа фи `илм таджвид ал-Кур'ан" (Книга идейных наград по комментированию "Ал-Мукаддима ал-Джазарийа" по науке рецитации Корана). А до этого, в 1884 году, в Университетской типографии Хусаиновым была выпущена книга Халида Ал-Азхари под названием الحواشى الازهرية فى حل الفاظ المقدمة الجزرية Ал-Хаваши ал-Азхарийа фи халл алфаз ал-мукаддима ал-Джазарийа (Глоссы ал-Азхари [цветущие, превосходные] по разрешению слов предисловия ал-Джазари .
Дж. Валиди писал о таджвиде, что "эта особая наука связана с ново-методным образованием в мектебах" . И действительно, мы в нашей базе данных видим, что с 1892 года в большом количестве начинают издаваться новометодные учебники по рецитации Корана. К числу первых пособий относятся "Таджвид" Мухаммадзакира б. Хайруддина ал-Утамши и تقريب الاذهان من تجويد القرآن Такриб ал-азхан мин таджвид ал-Кур'ан Салихджана б. Мухаммаджана ал-Баруди. Кроме того, Баруди написал учебник в стихотворной форме فتح التجويد Фатх ат-таджвид (Начало рецитации), который издавался в 1893, 1894, 1895 гг.
Одним из наиболее популярных учебников по рецитации Корана было пособие Зуфара Ахмадшакира Ал-касими - Мунтахаб таджвид (Избранное из рецитации Корана) . Пособие под таким же названием было составлено и имамом Саубаном . Также были популярны учебники по рецитации в виде катехизиса Вафы Лутви, четырежды издавашегося в Оренбурге , и مفصل فن تجويد Муфассал фан таджвид (Детально объясняемая наука рецитации Корана) , автором которой был Му`аллим Дийа' . Ежегодно с 1907 по 1916 год издавался учебник Шахида `Ауни "Фанни таджвид" . А наиболее часто издаваемым пособием по рецитации Корана можно назвать تجويد قره باش Таджвид Кара-баш - 16 изданий с 1876 по 1917 годы.
Среди авторов пособий по рецитации Корана мы видим Джамалетдина Сираджутдинова, имама Саубана, Закарию Иралиева, Нагима Хифзи, М. С. Абдулова, К. К. Зульфакарова, М. В. Рахимкулова, Халиля Зайни, Мустафа-оглы Байкильди, Туйкина, Мухаммадсадика Абдулова, Гали Хасана, му`аллима Исмагиля, Искандара Джалялутдинова, Шамса Тукаи , Шакирджана б. Ахмаджана ат-Тахири и других.