Определенное место среди арабских книг, издававшихся татарами, занимают труды по экзегезе Корана.
Среди пользующихся наибольшим уважением мусульман следует назвать تفسير الجلالين "Тафсир ал Джалалайн" (Толкование двух Джалалов). Одним из авторов этого сочинения является факих и теолог جلال الدين محمد بن احمد الشافعىДжалаладдин Мухаммад б. Ахмед Аш-Шафи`и [Ал-Махалли] (ум. в 864/1459 г.), его работу продолжает ученик جلال الدين عبد الرحمن بن ابو بكر السبوطىДжалаладдин `Абдуррахман б. Абубакр Ас-Суйути (1445-1505) , по определению Крымского, "ученый-энциклопедист, чрезвычайно умный филолог, ...один из толковейших изъяснителей Корана".
"Тафсир ал Джалалайн" издавался в Казани в 1910 г. Один экземпляр этого издания с двумя приложениями, напечатанными на полях: "Лубаб ан-нукул фи асбаб ан-нузул" Джалаладдина Суйути и "Ма`рифа ан-насх ва ал-мансух" `Абдуллы Мухаммада б. Хазма, хранится в НБ КГУ.
Второе сочинение Суйути - своего рода энциклопедия сведений по Корану Ал-иткан фи `улум ал-Кур'ан (Совершенство в коранических науках), написанное в 878/1474 г. , было широко распространено среди татар в рукописном виде.
В 1907, 1908, 1911, 1912, 1915 годах в Казани издавалось сочинение под названием الاتقان فى ترجمة القرآن Ал-иткан фи тарджамат ал-Кур'ан на арабском и татарском языках. Автором книги был имам и мударрис из деревни Яхшыбай Уфимской губернии Мензелинского уезда Ал-Хамиди, Шайхулислам б. Асадулла.
Издания толкований Корана и его частей составляют в нашей базе данных 94 книги. Сюда же относятся и 19 тафсиров полного Корана.
Единственное издание толкования восемнадцатой главы Корана - سورة الكهف Суры ал-Кахаф, состоящей из 110 аятов, состоялось в 1880 году . Д. Г. Зайнуллиным дается обстоятельный лингвистический анализ татарского толкования этого и вышеназванного издания ал-Иткан фи тарджамат ал-Кур'ан в монографии, посвященной татарской религиозной литературе XVIII - начала XX вв.
Толкование Седьмицы Корана هفتيك تفسرى , если верить Н. Ф. Катанову, начинает печататься в 1859 году . Самое раннее издание Хефтиек, обнаруженное нами, - это издание 1960 года . В 1861 году из типографии Коковина вышло в свет толкование Таджуддина Курсави под названием كتاب شريف مأب هفتيك تفسرى تركى تلنده "Китаб шариф мааб Хафт-у-йак тәфсире төрки телендә" , объемом в 182 с. . Это толкование Хефтиек на турецком , издавалось много раз.
Составителем одного из комментариев Хефтиек был Имам-хатыйб и преподаватель Надеждинского заводаشاكران الحميدى Шакирджан ал-Хамиди . Составленная им книга تعلمات قرآنية "Та`лимат Кур'анийа" была издана в 1908 году. Это перевод и толкования некоторых глав Корана, касающихся веры и образования.
С 1886 по 1891 годы в типографии Вячеслава издается сборник комментариев на главы Корана. (Кахф; Ал-а`раф и др.) تفسير فوائد Тафсир фава`ид. (Толкование польз).
В 1910 году выходит сочинение تسهيل البيان في تفسير القرآن "Тасхил ал-байан фи тафсир ал-Кур'ан", автор которого выходец из Старотатарской Слободы الامانقولى محمد صادق بن شاه احمد ал-Иманкули, Мухамад-Садык б. Шах Ахмад . Репринтное издание этой книги предпринималось в 1996 году в Катаре, городе Доха.
Как пишет Д. Г. Зайнуллин, это первый и наиболее полный татарский тафсир, осуществленный с персидского тафсира Хусайна ал-Ваиза Ал-Кашифи (близкого друга Алишера Навои) . Он был широко распространен среди мусульман Ирана, Афганистана, Средней Азии, Индии, Пакистана и мусульман бывшей Российской империи. Эта книга упоминается в "Перечне учебных книг и пособий, принятых в мусульманских конфессиональных школах" .
Из крупных сочинений по экзегезе Корана, имевших хождение среди татар, хотелось бы назвать и книгу ученого теолога и философа, который стяжал себе особую славу своими выступлениями против му`тазилитов и представителей других "еретических" течений в исламе, за которые получил прозвище امام المشككين (Имам колеблющих уверенность). Эти выступления вызвали большую ненависть к нему со стороны его оппонентов и не всегда гладко сходили ему с рук. Фахраддин Абу `Абдаллах Мухаммад б. `Умар б. ал-Хусайн ар-Рази (1149-1209) - автор комментария к Корану مفاتيح الغيب Мафатих ал-`айб (Ключи к сокровенному), в котором уже сказывается влияние мусульманского мистицизма. Это сочинение в Казани не издавалось, но Булакское издание 1278 года хиджры имело хождение в Поволжье. В Научной Библиотеке КГУ хранятся два экземпляра этого издания.
Кроме всего этого мы знаем, что и татарские авторы писали тафсиры. Одно из самых первых изданий - это издание 1859 года, автором его был Баһадиршаһ Сөяргел. б. Гґйнґви-Каҗмактый (1805 г. р.). В ХХ веке издавались тафсиры Мухаммада Кадирова и М. К. Мотыгый-Тухфатуллина.
Одним из самых популярных толкований татарских авторов, которое отличается от других тафсиров краткостью, был تفسير نعمانى "Тафсир Ну`мани", который издавался в 1896, 1907 годах и дважды в 1911 году . Автор этого толкования Усманов Нугман б. Амир - выходец из деревни Саман Стерлитамакского уезда. Он получил образование в деревне Курса у `Абдуннасыра б. Ибрагима [Курсави]. Эта книга неоднократно издавалась фотонабором татарскими эмигрантами во многих частях мира, а в 1992 году была напечатана в Татарском книжном издательстве под редакцией Нуруллы хазрата татарскими буквами, основанными на кириллице.
Резеда Сафиуллина аль-Анси