«Завещание» имама Абу Ханифы

Сказал имам, да будет доволен им Аллах:

Знайте, мои друзья и братья, что мазхаб Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а заключен в двенадцати положениях. И тот, кто их придерживается, не будет сторонником вредных новшеств и страстей. Вам обязательно придерживаться этих положений, чтобы удостоиться заступничества нашего господина Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.

1. Иман – это подтверждение языком и вера сердцем. Простое подтверждение языком не есть вера; если бы оно было верой, то лицемеры считались бы верующими. И просто знание в сердце само по себе не является верой, потому что если бы оно было верой, то люди Писания все были бы верующими. Но Всевышний Аллах сказал:

وَاللَّـهُ يَشْهَدُ إِنَّ الْمُنَافِقِينَ لَكَاذِبُونَ

Смысл: «И Аллах свидетельствует, что лицемеры – это лжецы» [63:1]. Всевышний Аллах сказал о людях Писания:

الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أَبْنَاءَهُمْ

Смысл: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада), как знают своих сыновей» [2:146].

Иман не увеличивается и не уменьшается, потому что невозможно представить уменьшение имана, кроме как через увеличение куфра, и нельзя представить увеличение имана, кроме как через уменьшение куфра. А как один человек одновременно может быть кяфиром и верующим?

Верующий – истинно верующий, а неверующий – истинно неверующий. И нет в вере сомнений, так же, как нет в неверии сомнений, согласно словам Всевышнего:

ولَـٰئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقًّا

Смысл: «Они являются истинно верующими» [48:4].

Также:

أُولَـٰئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ حَقًّا

Смысл: «Они являются истинно неверующими» [4:151].

Грешники из уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, являются верующими и не являются кяфирами.

Действие не есть иман, а иман не есть действие, согласно доказательству, что большую часть времени на человеке нет обязанности совершать действия, но при этом нельзя говорить, что на нем не лежит обязанность веры. И с женщины в состоянии хайд и нифас снята обязанность совершать намаз, но нельзя говорить, что с нее снята обязанность веры и ей велено оставить иман. Также Всевышний сказал ей, чтобы она не постилась, а затем его (пост) восполнила, но нельзя говорить, что ей велели оставить веру, а затем ее восполнить. Можно сказать, что на бедняке нет обязанности выплаты закята, но нельзя говорить, что на нем нет обязанности веры.

Мы подтверждаем, что предопределение добра и зла – от Аллаха, а кто будет заявлять, что предопределение добра или зла – не от Аллаха, тот не верует в Аллаха и его вера аннулируется.

2. Мы подтверждаем, что есть три вида действий: обязательные, достойные и греховные. Обязательные совершаются по повелению Аллаха, по Его желанию, любви и довольству, по Его решению (када) и установлению (кадар), и согласно Его сотворению, согласно Его решению, и знанию, и Его тауфику, и согласно написанному в Хранимой Скрижали. Грехи не совершаются по повелению Аллаха, однако Аллах пожелал это, но в этом нет Его любви. По Его решению, но без Его довольства. По Его предопределению и Им сотворены, но не по Его тауфику – по Его «хизлян», согласно Его знанию и тому, что записано в Хранимой Скрижали.

3. Мы подтверждаем, что Всевышний «истава» над Аршем без  нужды в нем, и Он не находится над ним, и Он Хранитель Арша и остального мира без нужды в них. А если бы Он нуждался в Арше, то как бы Он смог сотворить мир и управлять творениями? Если бы Аллах нуждался в сидении и нахождении (на Арше), то где был Аллах до сотворения Арша? Аллах чист от всего этого.

4. Мы подтверждаем, что Коран – это Речь Аллаха, которая не сотворена, и это Его откровение, ниспосланное Им. Коран – не сам Аллах, но и не что-то существующее вне Его. Коран – это Его атрибут. [И Речь Аллаха] записана в свитках, читается языками и заучена в сердцах, но без растворения в них. Чернила, бумага и написание букв сотворены, потому что это сделано людьми, а Речь Аллаха не сотворена, поэтому написание букв, слова и аяты – указание на Коран. Кто скажет, что речь Аллаха сотворена, тот не верит во Всевышнего Аллаха. И Всевышний Аллах – Тот, Кому поклоняются, и Он не изменяется, а Его Речь читается и заучивается, без отделения от Него.

5. Мы подтверждаем, что лучший человек нашей общины после Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, – это Абу Бакр ас-Сыддык, затем Умар, затем Усман, затем Али, да будет Аллах ими всеми доволен, – согласно словам Всевышнего Аллаха:

وَالسَّابِقُونَ السَّابِقُونَ

أُولَـٰئِكَ الْمُقَرَّبُونَ

فِي جَنَّاتِ النَّعِيمِ

Смысл: «И будут предшествующие в добре, которые опередят их и в Раю.  Это будут приближенные, которые пребудут в Садах блаженства» (Аль-Вакы’а, 10-12).

И тот из них, кто был раньше, он лучше. И их любит каждый верующий, а ненавидит только несчастный лицемер.

Рашид Исаев

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle