Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит: «Действие не есть иман, а иман не есть действие».
Я говорю:
Таково мнение людей истины, пусть Аллах их поддержит, которому противоречат хариджиты. Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами говорит в толковании на «Сорок хадисов» имама ан-Навави: «Иман в языке означает веру в истинность, а условие этой веры – только верить в сердце» – и далее до его слов: «Некоторые говорят, что необходимо добавить к условиям веры произнесение (шахады) языком и совершение действий, а тот, у кого не будет чего-то из этого, впадет в неверие, и это мнение хариджитов». И в этой книге очень много полезного : обратись к ней.
Имам говорит: «…согласно доказательству, что большую часть времени на человеке нет обязанности совершать действия, но при этом нельзя говорить, что на нем не лежит обязанность веры. И с женщины в состоянии хайд и нифас снята обязанность совершать намаз, но нельзя говорить, что с нее снята обязанность веры и ей велено оставить иман. Также Всевышний сказал ей, чтобы она не постилась, а затем его (пост) восполнила, но нельзя говорить, что ей велели оставить веру, а затем ее восполнить».
Я говорю: женщина в состоянии хайд не постится и восполняет пост после очищения, как сказано в «Мифтах ас-Саада». И это указывает на то, что действие не есть вера.
Имам говорит: «Можно сказать, что на бедняке нет обязанности выплаты закята, но нельзя говорить, что на нем нет обязанности веры».
Вера не является действием, а действие – верой, согласно словам Всевышнего Аллаха:
قُل لِّعِبَادِيَ الَّذِينَ آمَنُوا يُقِيمُوا الصَّلَاةَ
Смысл: «Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали намаз» [14:31].
И Всевышний Аллах назвал их верующими до совершения ими намаза. То же сказано в «Бахр аль-Калям».
Рашид Исаев
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.