Основы акыды ашаритов и матуридитов
Предыдущие статьи по теме:
- Введение и первая основа
- Вторая основа
- Третья и четвертая основа
5 и 6 основа акыды ашаритов и матуридитов
- Аллах сотворил все творения и их действия, а у человека лишь приобретение (кясб) действий.
Предопределение является тайной, скрытой от людей, но есть ряд основ, которые мы должны утверждать: лишь Аллах является творцом, и никто из творений не разделяет вместе с Аллахом ни в какой области это описание. Под «творением» подразумевается создание того, чего до этого не существовало, и на это способен только Всевышний Аллах, а у человека есть возможность выбора (ихтияр) и приобретения (кясб) действий, сотворенных Всевышний Аллахом.
Эта основа является серединой между отнесением акта творения своих действий к человеку, что является мазхабом кадаритов, и полным отрицанием выбора и ответственности человека за свои решения, что является мазхабом джаббаритов.
- Всё, кроме Аллаха и Его атрибутов, является появившимся после своего несуществования, а значит является сотворенными.
Это одна из ключевых основ, по которой ахлюс-сунна расходятся с теймитами. Ахлюс-сунна считают, что любое изменение и появление после несуществования является сотворенными и нет между ними разницы, и, как следствие из этого правила, Сущность Аллаха и Его атрибуты не могут описываться качествами и признаками творений, потому что сходство в качествах и признаках означает схожесть сущности. Например, если Аллах и его творения имеют сходство в виде изменений, появления новых качеств, перемещений, нахождении в пространстве и т. п., то это означает сходство сущности, будто бы Аллах такой же, как Его творения, а невозможность этого очевидна.
Ибн Таймия разделил изменения, которые происходят в Сущности Аллаха и вне Его Сущности. Первый вид изменений он считал несотворенными, а вторые — сотворенными. Однако у такого разделения нет основы ни в языке, ни в шариате.
Поэтому теймиты не видят ничего плохого в утверждении в отношении Аллаха ограничений, направлений, движений и других качеств изменяемости, ведь это «изменения, подобающие величию Аллаха».
Ахлюс-сунна же считает, что Сущность Аллаха и Его атрибуты — это абсолютное совершенство, которое даже в разуме не может претерпевать изменяемость, потому что уже совершенное не может быть усовершенствовано, так как это предполагает наличие некоего недостатка в прошлом, ведь усовершенствование означает преодоление недостатка, а иначе на основе чего произошло это изменение?
Базовые убеждения ашаритской акыды заключены в этих шести основах, и, если какой-то ученый не разделяет эти шесть основ, он не является ашаритом, а если разделяет их все, то является, даже когда в других вопросах, как хукм мукаллида, «первый ваджиб», обязанность изучения ильмуль калям, исповедует отличное от большинства ашаритов мнение.
Рашид Исаев
Надеемся, цикл статей о шести основах вам понравился. Пожалуйста - репост!
Читайте также:
-
Современная мусульманка - какая она?
Конечно, соблюдать законы Шариата тяжело. Особенно в светской стране. Но кто сказал, что рай заслужить легко? И если мы посмотрим на матерей правоверных, то увидим, что им было сложнее, чем нам.
-
Что такое иман?
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!) приводится:
Когда у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) спросили, что такое иман, он ответил следующим образом: «Это свидетельство о том, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) – раб и посланник Аллаха, вера в Его ангелов, книги, пророков, в вечную жизнь, вера в предопределенность и судьбу, и в то, что все хорошее и плохое происходит по велению и предопределению Аллаха».
-
Кто станет обитателем Замхарира - холодного уровня Ада?
В Аду будет не только наказание огнем, но так же предусмотрены и другие виды мучений. Одним из таких адских мучений является леденящий холод...
-
10 обязанностей мусульманина перед родителями
Положение и статус родителей в исламе очень высоки, даже после их ухода из жизни. Доброе отношение к родителям — это лучшее из дел, лучшее из способов приближения к Аллаху и величайшее из видов поклонения. Об этом говорят хадисы и суры Священного Корана.
-
Кто из пророков начал говорить еще в колыбели?
«Она показала на него, и они сказали: «Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?» Он сказал: «Воистину, я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком». (Сура «Марьям», аяты 29-30)
-
"Когда до умершего доходит ваше дуа, то это становится для него ценнее и дороже чем весь этот мир"
Ассаламу аллейкум. Скажите, пожалуйста, если человек при жизни не читал намаз, то дойдут ли до него прочитанные суры из Корана?
-
Может ли шайтан знать, о чем мы думаем?
Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик...
-
Из пара Аллах Всевышний создал семь слоев небес...
Аллах приказал пару отделиться от воды. Пар поднялся над водой и возвысился. Из этого пара Аллах Всевышний создал семь слоев небес. Первое небо было создано из хризолита. Оно называется «Баркиа», другое его название «Рафиа». Аллах Всевышний создал ангела по имени Исмаил. Этот ангел удерживает это небо и оберегает его. Живущие на этом небе ангелы имеют образ быков.