Основы акыды ашаритов и матуридитов
Предыдущие статьи по теме:
- Введение и первая основа
- Вторая основа
- Третья и четвертая основа
5 и 6 основа акыды ашаритов и матуридитов
- Аллах сотворил все творения и их действия, а у человека лишь приобретение (кясб) действий.
Предопределение является тайной, скрытой от людей, но есть ряд основ, которые мы должны утверждать: лишь Аллах является творцом, и никто из творений не разделяет вместе с Аллахом ни в какой области это описание. Под «творением» подразумевается создание того, чего до этого не существовало, и на это способен только Всевышний Аллах, а у человека есть возможность выбора (ихтияр) и приобретения (кясб) действий, сотворенных Всевышний Аллахом.
Эта основа является серединой между отнесением акта творения своих действий к человеку, что является мазхабом кадаритов, и полным отрицанием выбора и ответственности человека за свои решения, что является мазхабом джаббаритов.
- Всё, кроме Аллаха и Его атрибутов, является появившимся после своего несуществования, а значит является сотворенными.
Это одна из ключевых основ, по которой ахлюс-сунна расходятся с теймитами. Ахлюс-сунна считают, что любое изменение и появление после несуществования является сотворенными и нет между ними разницы, и, как следствие из этого правила, Сущность Аллаха и Его атрибуты не могут описываться качествами и признаками творений, потому что сходство в качествах и признаках означает схожесть сущности. Например, если Аллах и его творения имеют сходство в виде изменений, появления новых качеств, перемещений, нахождении в пространстве и т. п., то это означает сходство сущности, будто бы Аллах такой же, как Его творения, а невозможность этого очевидна.
Ибн Таймия разделил изменения, которые происходят в Сущности Аллаха и вне Его Сущности. Первый вид изменений он считал несотворенными, а вторые — сотворенными. Однако у такого разделения нет основы ни в языке, ни в шариате.
Поэтому теймиты не видят ничего плохого в утверждении в отношении Аллаха ограничений, направлений, движений и других качеств изменяемости, ведь это «изменения, подобающие величию Аллаха».
Ахлюс-сунна же считает, что Сущность Аллаха и Его атрибуты — это абсолютное совершенство, которое даже в разуме не может претерпевать изменяемость, потому что уже совершенное не может быть усовершенствовано, так как это предполагает наличие некоего недостатка в прошлом, ведь усовершенствование означает преодоление недостатка, а иначе на основе чего произошло это изменение?
Базовые убеждения ашаритской акыды заключены в этих шести основах, и, если какой-то ученый не разделяет эти шесть основ, он не является ашаритом, а если разделяет их все, то является, даже когда в других вопросах, как хукм мукаллида, «первый ваджиб», обязанность изучения ильмуль калям, исповедует отличное от большинства ашаритов мнение.
Рашид Исаев
Надеемся, цикл статей о шести основах вам понравился. Пожалуйста - репост!
Читайте также:
-
Мудрые притчи об отношении к сложностям, которые преподносит жизнь
Однажды к отцу пришла его дочь и стала жаловаться: - Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать? Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе
-
7 секретов красоты мусульманки
Существуют древние исламские традиции, которые и до сих пор помогают мусульманкам сохранять свою красоту. Сурьма - природная подводка для глаз. Это идеальный карандаш для глаз, который не размазывается, им можно пользоваться ежедневно. Сурьма подчеркивает и выделяет красоту и глубину глаз, делая женщину более привлекательной.
Современная сурьма делается из сажи и гхи (разновидность очищенного топлёного масла). Традиционно приготовленная сурьма содержит свинец, поэтому при покупке краски для век убедитесь в отсутствии в ее составе свинца. 2. Хна - растение, измельченное до порошкообразного состояния, который используется для окрашивания кожи, волос и ногтей. Это древний обычай, который был широко распространен среди мусульман и многих других культур и никогда не выходил из моды. Ее применение поощряется в исламе.
-
Обязательно ли читать дополнительные суры в намазе в том порядке, как они записаны в Коране?
Помимо обязательных намазов, соблюдение последовательности в чтении сур, необходимо соблюдать и в...
-
Как обращаться с врагами? Правило первое.
Некоторые люди убеждены, что наличие врагов – это признак успеха. На самом деле причина их «возникновения», это не столько успех, сколько дурной нрав. Например, зависть, ревность к успеху, неуверенность в себе, неблагодарность и т.д. С другой стороны, дурным нравом можно не только стать чьим-то врагом, но и нажить его...
-
Какие продукты, приобретаемые в торговой сети, запретны для мусульманина?
К таким продуктам питания, которые не вызывают сомнений в их дозволенности по нормам Шариата, относятся молоко и молочные продукты, а также...
-
Почему сплетни подобны поеданию мертвечины?
Распространять сплетни, слушать сплетни и вообще все, что связано со сплетнями, возбраняется исламом. И этот запрет объясняется тем, что сплетня, какой бы она не была, причиняет только вред как и тому, кто ее распространяет, так и тому, кто ее слушает и кому «посвящена» эта сплетня
-
Можно ли пользоваться товарами, произведенными из свиной кожи?
При производстве отдельных видов товаров повседневного спроса, да и продуктов питания нередко применяются недозволенные по Шариату составляющие, например, в мыловарении – животные жиры, в кондитерском производстве – спирт, в обувной промышленности – свиная кожа...Что делать в таких случаях?
-
10 последних дней Рамадана: в поисках ночи Ляйлятуль-Кадр
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Если мусульманин выходит из Рамадана без получения прощения и милосердия, он настоящий неудачник».