Семья имама аль-Бухари, рахимахуллах, имела очень тесные связи со семьей Абу Хафса Кабира. И сам имам аль-Бухари был учеником Абу Хафса Кабира и прослушал у него «Джами Суфьяна». Имам аль-Бухари и Абу Хафс Сагир (сын Абу Хафса Кабира) были современниками и коллегами по учебе, потому что семья имама аль-Бухари, рахимахуллах, и Абу Хафса были очень близки (Абу Хафс оказывал финансовую помощь имаму аль-Бухари, рахимахуллах). Поэтому имам знал ханафитский фикх.
Также в начале своего обучения имам изучил все книги Абдуллаха ибн Мубарака, который был учеником Абу Ханифы и входил в совет ханафитских ученых.
Но впоследствии, когда имам аль-Бухари познакомился с Хумейди и Нуаймом Хузаи, которые крайне негативно относились к ханафитам, он также подвергся этому анти-ханафитскому влиянию.
Он сказал в «Тарих Кабир» про имама Абу Ханифу:
كان مرجيا سكتوا عنه و عن رأيه و عن حديثه
«Он был мурджитом, и поэтому ученые молчали о его мнении и его хадисах».
Какой «мурджизм» имеется в виду?
Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, очень много диспутировал с мутазилитами, считавшими, что дело есть часть сути веры, и поэтому мутазилиты называли имама Абу Ханифу мурджитом, ведь он говорил, что дела не являются условием действительности веры. А известный мурджит Хасан Куфи воспользовался этой ситуацией и распространял идеи мурджизма, прикрываясь именем имама Абу Ханифы.
Мнение имама Абу Ханифы заключалось в том, что дела не являются обязательной частью веры, а не в том, что дела никак не связаны с верой и не влияют на нее, как утверждала секта мурджитов.
И если называть имама Абу Ханифу, рахимахуллах, мурджитом из-за утверждения, что дела не являются условием действительности веры, то тогда пришлось бы называть самого имама аль-Бухари, рахимахуллах, мутазилитом за утверждение, что дело считается частью веры. Но мы хорошо знаем, что имам аль-Бухари не считал, что деяния являются частью действительности веры.
Многие думают, что первой книгой с достоверными хадисами была «Муввата» имама Малика, но, на самом деле, это была книга Абу Ханифы «Китаб аль-асар». И имам Малик последовал за имамом Абу Ханифой, составив подобную книгу.
Имам ас-Суюты сказал:
من مناقب أبي حنيفة التي انفرد بها أنه أول من دوّن علم الشريعة و رتّنه أبوابا ثم تبعه مالك في ترتيب مؤطا و لم يسبق أبا حنيفة
Одним из достоинств Абу Ханифы, которыми он отличается от остальных, является то, что он первый изложил науку Шариата по главам, и затем за ним последовал Малик, упорядочив главы своей «Муввата», и он не опередил имама Абу Ханифу в этом.
Рашид Исаев
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.