Биография, заслуги и достижения имама Абу Ханифы в области фикха общеизвестны, и нет смысла говорить здесь об этом. Может возникнуть такой вопрос – почему Абу Ханифу называют имам аль-‘Азам – Великий Имам?
Его назвали так не потому, что он был первым из четырех имамов в фикхе, и не потому, что у него больше всего последователей в мире, а именно потому, что он первым из числа ученых Ахлю-с-Сунна стал вести диспуты с заблудшими – шиитами, атеистами, хавариджами и мутазилитами.
Он стал имамом сначала в этой области, до того как углубился в вопросы фикха и иджтихада. Он защищал убеждения Ахлю-с-Сунна, акыду сподвижников и таби’инов, он опровергал разных сектантов, которые ее искажали. Именно в этом он в первую очередь стал имамом, достиг степени имама. Потом, как ему сказал его учитель Хаммад, он оставил эти темы, и углубился в фикх, и стал в нем муджтахидом, потому что в решении вопросов фикха стали больше нуждаться. Сначала он опроверг заблудших, а потом занялся вопросами фикха, вопросами каждодневной практики, которые требовали больше внимания. Но он имам для всех мусульман (а не только для ханафитов) именно в вопросах ильм аль-калям (акыды, науки вероубеждения). И именно по этой причине от него не передаются книги по фикху, а передаются только книги по акыде (такие как «Аль-Васыя», как «Рисаля», как «Фикх аль-Акбар» и другие).
Некоторые современные заблудшие течения из-за того, что им не нравится содержание этих книг, начинают говорить, что эти книги не принадлежат Абу Ханифе, что иснад (цепочка передачи) у них слабая и т. д. Первыми начали говорить об этом (сомневаться в подлинности этих книг) мутазилиты. В определенный исторический период в отдельных местах халифата были люди, которые в фикхе были ханафитами, но в акыде – мутазилитами, и поэтому им не нравились книги Абу Ханифы. Тогда они стали придумывать, что не он написал «Фикх аль-Акбар» или «Аль-Васыя». Таким же образом (и по этой же причине) в наше время различные секты говорят, что это не его книги. Но все ханафиты единогласно признали эти книги, на них пишутся шархи (комментарии), к ним написано огромное количество толкований. Единственное разногласие, которое тут возможно, – это вопрос, написал имам Абу Ханифа эти книги своей рукой или кто-то из его учеников пересказал своими словами то, что он говорил. Но то, что в этих книгах описываются именно его убеждения, его акыда, – в этом нет сомнений.
К тому же, сильсила, цепочка передачи знаний, имама аль-Матуриди (Абу Мансур аль-Матуриди, великий имам в вопросах акыды, наряду с имамом аль-Ашари) доходит до Абу Ханифы, то есть он непрерывной цепочкой связан с Абу Ханифой, и он больше времени уделял вопросам таухида.
Существуют две цепочки, соединяющих имама Абу Мансура аль-Матуриди с имамом Абу Ханифой:
Первый путь: имам Абу Мансур аль-Матуриди → Абу Наср аль-Ийяди и Абу Бакр Ахмад аль-Джурджани → Абу Сулейман аль-Джурджани → имам Мухаммад аш-Шайбани и Кади Абу Юсуф → имам Абу Ханифа → Хаммад ибн Аби Сулейман → Ибрахим ан-Нахаи → Алькама ибн Кайс → Абдуллах ибн Масъуд.
Второй путь: имам Абу Мансур аль-Матуриди → Нусайр ибн Яхья аль-Бальхи и Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази → Абуль-Мути аль-Хаким ибн Абдуллах аль-Бальхи и Абу Мукатиль Хафс ибн Салям ас-Самарканди → имам Абу Ханифа → Хаммад ибн Аби Сулейман → Ибрахим ан-Нахаи → Алькама ибн Кайс → Абдуллах ибн Масъуд.
Поэтому ханафиты говорят о себе, что они матуридиты, что они в вопросах акыды следуют за имамом Матуриди. Как мы уже сказали, Абу Ханифа занимался этими вопросами (вопросами вероубеждения) недолго, потом он их оставил и углубился в вопросы фикха, а имам аль-Матуриди на основе наследия Абу Ханифы углубился в акыду и занимался ею всю жизнь. Поэтому этот мазхаб стали называть матуридитским.
Рашид Исаев
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.