Среди аятов Корана можно найти такие, которые не часто цитируются, но при этом наполнены такой глубиной и мудростью, что подобны жемчугам, спрятанным от глаз в песке множества слов. Одним из таких аятов можно упомянуть 105 аят суры «аль Маида», в котором говорится:
«О, верующие! На вас [лежит] ответственность за [исправление] вас самих. Вам не навредит впавший в заблуждение, если вы [сами] следуете верным путем. Все вы вернетесь к Аллаху, и тогда Он сообщит вам о том, что вы делали [и какое воздаяние за это получите]».
В различных толкованиях о нем сказано следующее:
«О те, которые уверовали! На вас (лежит забота) о самих себе [совершайте благие дела и отстраняйтесь от грехов насколько можете]. Не повредит вам тот, кто заблудился, если вы пошли верным путем. К Аллаху (предстоит) возвращение всех вас, и Он сообщит вам то, что вы делали!» (Абу Адель)
«Всевышний Аллах повелевает Своим верующим рабам исправлять самих себя и совершать добро по мере их возможности. Он сообщает им, что тому, кто исправил себя, не повредит нечестие людей, будь они его близкими или далёкими для него людьми» (Ибн Касир)
«Аллах приказал верующим проявлять усердие для того, чтобы исправиться, достичь совершенства и верно проследовать прямым путем. Если они исправятся и обретут праведность, то заблудшие люди, которые свернули с прямого пути и отказались исповедовать правую веру, больше не причинят им вреда, а будут вредить только самим себе.
Это не означает того, что раб не навредит себе, если откажется призывать окружающих к одобряемому и предостерегать их от предосудительного, потому что человек не встанет на прямой путь полностью, пока не станет поступать так во всех случаях, когда это обязательно.
И если он не способен удержать людей от предосудительных поступков рукой или языком, то он должен упрекнуть их за ослушание в сердце, и тогда заблуждение окружающих не причинит ему вреда. А когда наступит День воскресения, все творения будут собраны перед Всевышним Аллахом, Который поведает им обо всех добрых и злых деяниях, которые люди совершили».
Обретение человеком интереса к религии, желание следовать ее канонам порой перетекает в желание навязывать ее другим, «осчастливить» других, наставив на истинный путь. Возможно, такое поведение было бы простительно и даже одобряемо, если бы эти усилия и рвение встречались радостью и готовностью принять.
Но чаще всего, к сожалению, подобные уроки от религиозных «новичков», да и не только, становятся причиной раздоров, группового преследования и преступлений. Вооружившись благими намерениями, некоторые мнят себя миссионерами, цель которых оправдывает средства. И они, спасая других «от вечного ада», превращают в ад их земную жизнь, забыв, что можно призвать и порицать, но нельзя насильно заставить человека жить по чужим «истинным» меркам.
Этот аят – манифест уважения к духовному пути каждого человека и заботы о тех, кто, найдя покой, видит угрозу в других.
Психология такое поведение объясняет страхом. «Исправившийся» наверняка подсознательно боится, что сам вернется к неверию, нечестию, или находится в жесткой внутренней схватке со своими страстями. Он не признает своих собственных пристрастий, ошибок, а вместо этого приписывает их другим.
«Не я плохой, а вы – плохие, и поэтому вас надо исправить». Это на самом деле внутриличностный процесс, в который «праведники» вовлекают не имеющих к нему отношения. И так же, с точки зрения психологии, сколько мудрости в этих словах: «позаботьтесь о себе».
Не является ли это призывом к внутренней работе над собой вместо желания исправить других? Потому что «духовным лифтом» является именно работа над собой, честность с собой, признание своих страстей и поиск способов их усмирить, а не охота за чужими недостатками.
Всевышний говорит: «Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение» Многие считают, что другие ответственны за их неэффективные решения, поведение и характер. Но Всевышний напоминает, что если человек на самом деле встал на путь ясности, честности, смирения и благости, то те, кто впал в заблуждение, не станут для него преградой, не помешают ему.
«Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали». Удивительно, что здесь нет оскорблений, критики, неприятных слов, а есть только предупреждение для всех: все вы соберетесь и тогда Он, будучи объективным судьей, поведает о поступках каждого.
Если вдуматься, то восхищает как милость этих слов, так и справедливость, выдержка, ведь тот, кто находится в заблуждении сегодня, может стать одним из праведников завтра. И лучший путь к этому – не упрекать, не обижать и не травить отступившегося, а быть терпеливым, мудрым, поддерживающим. Кто знает, может на истинном пути именно он, а не вы сами… Поэтому позаботьтесь о себе.
Ася Гагиева