Вопрос.
Ассаляму алейкум. Можно ли во время намаза выключить телефон? Бывает так, что человек встает на намаз, и несмотря на предупреждение имама, забывает перевести телефон на беззвучный режим. Потом его телефон начинает звенеть и отвлекает всех молящихся. Хозяин телефона, дабы не нарушать намаз, не отключает звук телефона, но порой это длится очень продолжительное время. Ответьте, пожалуйста, на вопрос.
Ответ.
С именем Аллаха Милостивого, Милующего
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух!
Прежде всего хотелось бы обозначить причину, по которой выключение телефона может привести к нарушению намаза. Шариат оценивает само действие, как возможную причину совершения амаль касир. Амаль касир — это совершение в намазе такого количества действий, которое препятствует действительности намаза. Следовательно, амаль касир нарушает намаз.
Вторая часть ответа, наиболее важная, заключается в определении амаль касир: исходя из каких критериев шариат оценивает то или иное действие как амаль касир.
В известном ханафитском труде «Фатава Кадыхан», автор пишет:
Некоторые имамы сказали:
Если человек, выполняющий намаз, окажется в таком состоянии (будет совершать такое количество действий), при котором у постороннего наблюдателя не останется никаких сомнений в том, что тот не выполняет намаз, то его (выполняющего намаз) действия будут подпадать под определение амаль касир.
Если же у стороннего наблюдателя возникнут сомнения относительно того, находится ли тот человек в намазе или он вне намаза, то его действия не подпадают под категорию амаль касир. Имам Аль-Хальвани (рахимахуллах) сказал:
Подобная оценка наиболее близка мазхабу Абу Ханифы (рахимахуллах), поскольку он при возникновении подобного рода вопросов не определял размер или объем, а оставлял это на суд человека, который попал в подобную ситуацию. (То же самое упоминается в «Аль-Мухит аль-Бурхани» и «Радд аль-Мухтар»).
В произведении «Хашия Тахтави» даётся более точное определение для амаль касир:
كالحركات الثلاث المتواليات كثير
(Это) три движения, не относящихся к намазу, которые были произведены в одном рукне (руку’, кыям и т.д.).
Исходя из этого мы можем сделать следующие выводы:
1. Выключение телефона нарушает намаз в том случае, если это приводит к амаль касир.
2. Самый верный критерий амаль касир, который наиболее близок к предосторожности, это - три движения, произведенные в одном рукне.
3. Если человек одной рукой выключит телефон, это не станет амаль касир и намаз не нарушится.
А Аллах знает лучше.
С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин