Нужно ли поднимать руки в намазе до и после поясного поклона?

Фото: Queenmoonlit3/ elements.envato.com

Фото: Queenmoonlit3/ elements.envato.com

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ
صَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبَيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَى شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَى طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

Вопрос:

Необходимо ли поднимать руки (раф’уль-ядейн) в намазе, до и после поясного поклона (руку’) и вставая на третий рака’ат?

Ответ: 

Поднятие рук при такбире ихрама (самый первый такбир в намазе) является сунной, по единогласному мнению всех ученых.

В соответствии с ханафитским мазхабом дополнительные поднятия рук (раф’уль ядейн) считаются нежелательными действиями в намазе, так как данная практика была отменена еще при жизни Пророка Мухаммада ﷺ.

Всевышний Аллах в Благородном Коране говорит:

وَقُومُوا  لِلَه قَانِتِينَ
«И стойте с почтением и тихо перед Аллахом» («аль-Бакара», 238 аят).

قَدْ أَفْلَحَ المُؤمِنُونَ ألَذِينَ هُمْ فِي صَلَوتِهِمْ خَاشِعُوْنَ

«Счастливы верующие, которые в намазах своих смиренны» («Муъминун», 1-2 аят).

عَنْ جَابِرٍ بِنْ سَمُرَةَ قَال خَرَجَ عَلَيْنَ رَسُولُ الله ﷺ فقال مَلِي اراكم رافِعي ايدِيَكُمْ كانها اذنابَ  خَيْل شَمْسِ اُسْكنُوا فِي الصلَوة

Джабир ибн Самурата (радыяллаху ‘анху) передает, что Посланник Аллаха ﷺ подойдя к ним, спросил: «Что случилось? Я вижу, что вы поднимаете руки, они похожи на хвосты прыгающих коней. Проявите спокойствие в намазе» (Сахих Муслим 119).

عَنْ البَرَّاءِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أنَّهُ قَالَ : رَأتُ  رَسُو لَ أللهِ ﷺ يَرْفَعُ يَدَيْهِ حِينَ افْتَتَحَ الصَّلاَة ثُمَّ لم يَرْفَعْهمَا حتي انْصَرَفَ

Барра (радыяллаху ‘анху) говорит, что он видел, как Посланник Аллаха  ﷺ  поднимал руки в начале намаза и не поднимал их больше  в течение всего намаза (Абу Дауд №479).

Из приведенных выше аятов и хадисов ясно видно, что смирение и покорность являются важным условием полноценности намаза. Среди ученых нет разногласий в том, что в начале намаза (такбир ихрама) поднимать руки является сунной. Об этом говорится в хадисе, который передал Барра ибн ‘Азиб (радыяллаху ‘анху):

كَانَ النّبِيُّ ﷺ اذَا كَبَّرَ لِأفْتِتَاحِ الصلَوةِ رَفَعَ يَديْهِ حَتَّي يَكُونَ اِبْهَا ماهُ قَرِيباً مِنْ شَحْمَتَي اُذُنَيَهِ ثُمَّ لآ يَعُودُ  و فِي رِوايةٍ مرةً واحِدةً

«Когда Посланник Аллаха ﷺ  произносил такбир (Аллаху акбар) для того, чтобы начать намаз, он поднимал руки, пока его большие пальцы не приближались к мочкам ушей, и после этого больше их не поднимал». 

В другом риваяте сказано: «Поднимал только один раз».

‘Алляма Анвар Шах аль-Кашмири в своей книге «Бастуль ядейн» пишет: «Прекращение практики раф’уль-ядейн было распространено, а словесных риваятов было очень мало. Но когда начали распространяться риваяты о том, что  Посланник Аллаха  ﷺ делал его, то некоторые люди взялись за эти хадисы и начали говорить, что это есть забытая или оставленная Сунна. Следующее поколение людей более фанатично отнеслись к этому вопросу, что даже начали делить таким образом между сунной и нововведением. Длительные диспуты в этом вопросе во времена имама аль-Ауза’и, ибн Мубарака, ибн ‘Уяйна и имама аш-Шафи’и (рахматуллахи ‘аляйхим), то есть, во времена имамов Абу Ханифы и Малика (рахматуллахи ‘аляйхима) этот вопрос не поднимался, либо не был значителен. Все это говорит о том, что этот вопрос не имел места до этого времени и появился, спустя несколько поколений после сахабов». 

И хотелось бы отметить, что позиция некоторых ученых о том, что правомерность совершения раф’уль-ядейн доказывается пятьюдесятью хадисами не соответствует истине. Так например ибн Хаджар аль-‘Аскаляни в своей известной книге «Фатхуль-бари» приводит слова своего шейха аль-‘Иракы, что существует пятьдесят хадисов, в которых говорится о раф’уль-ядейн. Это мнение опроверг ‘Алляма аль-Кашмири, в своей книге «Нейлуль-фарикайн» он написал следующее: «Заявление о том, что до нас дошло пятьдесят хадисов о важности раф’уль-ядейн является ошибкой. На самом же деле все эти хадисы говорят о раф’уль-ядейн в самом начале намаза, а не до и после руку’».     

Раф’уль-ядейн – является отмененной сунной, об этом ясно заявил личный слуга Пророка Мухаммада ﷺ, человек, являющийся участником битвы при Бадре, основоположником куфийской (ханафитской) правовой школы - ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радыяллаху ‘анху) который сказал:

رَفَعَ رَسُولُ اللهِ ﷺ فَرَفَعْنَا وَتَرَكَ فَتَرَكْنَا

«Когда Посланник Аллаха ﷺ делал раф’уль-ядейн, то мы тоже его делали, а когда он перестал его делать, то мы тоже перестали». 

Поэтому не случайно, что десять сподвижников («‘Ашара мубашшара») Пророка Мухаммада ﷺ, которые еще при жизни были обрадованы раем, не совершали раф’уль-ядейн. Эти десять сахабов следующие: Абу Бакр Сыддык, ‘Умар аль-Фарук, ‘Усман зин-Нурейн, ‘Али аль-Муртада, Тальха бин ‘Убейдуллах, Зубайр ибн аль-Аввам, ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, Са‘д ибн Аби Ваккас, Са‘ид ибн Зейд и Абу ‘Убейда ибн аль-Джаррах (радыяллаху ‘анхум).

‘Абдуллах ибн ‘Аббас (радыяллаху ‘анхума) сказал:

عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ  رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا  أَنَّهُ قَالَ إنَّ الْعَشَرَةَ الَّذِينَ شَهِدَ لَهُمْ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ بِالْجَنَّةِ مَا كَانُوا يَرْفَعُونَ أَيْدِيَهُمْ إلَّا لِافْتِتَاحِ الصَّلَاةِ

«Те десять сахабов, о которых Посланник Аллаха ﷺ свидетельствовал уже в этом мире, что они являются обитателями рая, все они поднимали свои руки только в начале намаза». 

И в заключении, считаю уместным привести диспут имама Абу Ханифы и мухаддиса Шама - имама аль-Ауза’и (рахматуллахи ‘аляйхима) по данному вопросу. Имам аль-Ауза’и обратившись к Абу Ханифе спросил:

- «Что с вами? Почему вы не поднимаете в намазе руки до и после руку’?»

- «Потому что мы не считаем это достоверным и правильным» -Ответил ему Абу Ханифа.

- «Как это так? Об этом мне рассказал аз-Зухри, а он услышал об этом от Салима, а тот от своего отца, а он от Посланника Аллаха ﷺ

أنّهُ كَانَ يَرْفَعُ يَدَيهِ  اذَا افتَتَحَ الصّلَاةَ وَ الرّكُوعِ وَ عِنْدَ الرَفْعِ مِنْهُ

«Посланник Аллаха ﷺ поднимал руки в начале намаза, до руку’ и после того как поднимался после с руку’»».

На что Абу Ханифа рассказал ему другой риваят, который рассказал ему Хаммад от Ибрахима, а он услышал его от ‘Алькамы, а тот услышал его от аль-Асвада, а он услышал его от ибн Мус’уда (радыяллаху ‘анхум):

انَّ رَسُولُ اللهِ ﷺ كَانَ لا يَرفَعُ يَدَيهِ اِلاَّ عِندَ افْتِتَاحِ وَ لآ يَعُودُ لِشيءٍ مِنْ ذَالِكَ

«Посланник Аллаха ﷺ поднимал руки только в начале намаза и не поднимал их больше в течение всего намаза».

Тогда аль-Ауза’и сказал:

- «Я рассказал тебе хадис, в цепочке передатчиков которого стоят такие люди как аз-Зухри, Салим и его отец (ибн ‘Умар радыяллаху ‘анху), а ты опираешься на хадис Хаммада от Ибрахима»?

На что Абу Ханифа ответил:

- «Уровень понимания шари’ата Хаммада выше уровня аз-Зухри, а Ибрахим более знающий Салима, а ‘Алькама не меньше знаниями Ибн ‘Умара (радыяллаху ‘анхум), а Абдуллах ибн Мас’уд  - это Абдуллах ибн Мас’уд».

После этих слов имам аль-Ауза’и замолчал.    

В свете всех имеющихся доказательств по этой теме, становится очевидным, что раф’уль-ядейн необходимо совершать только в начале намаза, а в остальных местах его делать не нужно.  Правоведы ханафитского и маликитского мазхабов считают, что практика совершения раф’уль ядейн до и после поясного поклона (руку’) и в начале третьего рака’ата была отменена Пророком Мухаммадом ﷺ и является не действительной.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
А Аллах знает лучше.

Социальные комментарии Cackle