عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو، عَنْ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: "لَمَّا فَرَغَ سُلَيْمَانُ ابْنُ دَاوُدَ عليهما السلام مِنْ بِنَاءِ بَيْتِ الْمَقْدِسِ سَأَلَ اللَّهَ ثَلَاثًا: حُكْمًا يُصَادِفُ حُكْمَهُ، وَمُلْكًا لَا يَنْبَغِي لَأَحَدٍ مِنْ بَعْدِهِ، وَأَلَّا يَأْتِيَ هَذَا الْمَسْجِدَ أَحَدٌ لَا يُرِيدُ إِلَّا الصَّلَاةَ فِيهِ إِلَّا خَرَجَ مِنْ ذُنُوبِهِ كَيَوْمِ وَلَدَتْهُ أُمُّهُ". فَقَالَ النَّبِيُّ ﷺ: "أَمَّا اثْنَتَانِ فَقَدْ أُعْطِيَهُمَا وَأَرْجُو أَنْ يَكُونَ قَدْ أُعْطِيَ الثَّالِثَةَ".
Передает ‘Абдулла ибн ‘Амр как Пророк ﷺ сказал: «После того как Сулейман ибн Дауд (мир им) завершил строительство Бейт аль-Макдис [т.е. мечеть аль-Акса], попросил у Аллаха три вещи – чтобы его решения [которые он принимал будучи правителем] соответствовали решению Аллаха [т.е. соответствовали истине], богатства, которого никто не сможет достичь, и чтобы каждый, кто приходит в эту мечеть [т.е. мечеть аль-Акса] с целью совершить намаз, выходил после его выполнения без грехов, словно только что его родила мать».
А затем Пророк ﷺ добавил: «Первые две просьбы Аллах исполнил, надеюсь третью просьбу Он также не оставит без ответа» («Сунан Ибн Маджа», №1408).
История возникновения названия мечети Аль-Акса
عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: "الصَّلَاةُ فِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ بِمِائَةِ أَلْفِ صَلَاةٍ، وَالصَّلَاةُ فِي مَسْجِدِي بِأَلْفِ صَلَاةٍ، وَالصَّلَاةُ فِي بَيْتِ الْمَقْدِسِ بِخَمْسِمِائَةِ صَلَاةٍ".
Передается от Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Намаз, совершенный в мечети аль-Харам равняется [по награде] сто тысячи намазам, а совершенный в моей мечети – тысячи намазам, и совершенный в Бейт аль-Макдис [т.е. мечеть аль-Акса] – пятистам намазам» («Маджма‘ аз-заваид» имама аль-Хайсами, №5873).
Сказал Всевышний Аллах в первом аяте суры «аль-Исра»:
Пречист [от всех недостатков] Тот, Кто [молниеносно] перенес ночью Своего раба [Мухаммада] из мечети Запретной [аль-Харам в Мекке] в мечеть Отдаленную [аль-Акса в Кудсе], окрестности которой Мы благословили [плодородием] – [перенес] чтобы показать ему [Мухаммаду] некоторые из Наших знамений. Поистине, Он [Всевышний Аллах] – Слышащий, Видящий.
Имам ан-Насафи в толковании слов «окрестности которой [мечеть аль-Акса] Мы благословили» сказал следующее:
"﴿الذي باركنا حوله﴾ يريد بركات الدين والدنيا لأنه متعبد الأنبياء عليهم السلام ومهبط الوحي وهو محفوف بالأنهار الجارية والأشجار المثمرة".
«Окрестности которой [мечеть аль-Акса] Мы благословили» – имеется ввиду благословение в религиозном плане и мирском, т.к. мечеть аль-Акса является местом поклонения Всевышнему Аллаху Пророков (мир им), а также местом ниспосылания откровений им. Кроме этого его [мечеть аль-Акса] окружают реки и плодовые деревья» («Мадарик ат-Танзиль уа хакаик ат-Таъвиль» имама ан-Насафи, 2/245).
‘Ибадату ибн ас-Самит – первый казый в аль-Акса. ‘Ибадату ибн ас-Самит (ум. 34 г.х/655 гр.) – один из великих сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ.
‘Умар ибн аль-Хаттаб назначил его преподавателем в городе Хомс, Сирия. После непродолжительного времени он переехал в Иерусалим и стал там казыем.
Примечательно то, что он был первым казыем Иерусалима. Всю оставшуюся жизнь он провел там же.
Похоронен ‘Ибадату ибн ас-Самит на кладбище под названием «Бабур-Рахма», который находится неподалеку от мечети аль-Акса («Аль-Исти‘аб фи ма‘рифа аль-асхаб», Абу ‘Умар Юсуф аль-Куртуби, 2/808).