В день тарвия, то есть в 8 день месяца Зульхиджа (за один день до дня ‘Арафа) после утреннего намаза паломники отправляются в долину Мина, и до утреннего намаза дня ‘Арафа остаются там, после чего отправляются на ‘Арафат. И начиная с полудня и до вечера, они находятся здесь, как минимум, одно мгновение, так как это является фардом. При стоянии на ‘Арафате паломники во время полуденного намаза совершают также и послеполуденный намаза, объединив их вместе, это называется «джам‘у-такдим».
После захода солнца, паломники отправляются в Муздалифу. Ночь они проводят в долине Муздалифа, совмещая вечерний намаз с ночным и совершив оба намаза во время ночного намаза, это называется «джам‘у-таъхир». Здесь же паломники собирают семь (или 70, чтобы хватило на все дни джамарата) небольших камней.
В 10 день месяца Зульхиджа (то есть в день праздника Курбан-байрам) паломники рано совершают утренний намаз, затем пребывают очень короткое время в Муздалифе (в местечке Маш‘ариль-Харам) и до восхода солнца отправляются в Мину. В этот день паломник бросает семь камней в большой столб (шайтана), после чего (если он не совершает хадж-ифрат) совершает жертвоприношение и выходит из ихрама, побрив волосы. После этого, паломник может совершать все то, что было запрещено для него в ихраме, за исключением интимной близости.
Затем паломник отправляется к Ка‘абе и совершает таваф-ифада (первые четыре круга этого тавафа являются фардом, это таваф совершается в течение трех дней, оставление совершения этого тавафа на срок более трех дней считается тахриман-макрухом).
После этого для паломника становятся разрешенными и интимные отношения. Затем паломник возвращается в Мину и проводит там ночь. Во второй день праздника паломник бросает в каждый из трех столбов по семь камней, начиная с самого маленького столба (маленький столб это тот, который находится ближе всего к мечети Хайфа, а большой это тот, который ближе всего находится к Мекке).
Читайте также: Как совершается хадж? (1-я часть)
В третий день праздника повторяется бросание камней в шайтана (точно так же бросается 21 камень).
В четвертый день если паломник захочет, то может повторить бросание камней (это будет называть нафру-ахир) или может не повторять (в этом случае это будет называться нафру-ауваль). Затем в соответствие с сунной паломник возвращается в Мекку в местечко Мухасаб, после этого совершает прощальный таваф (являющийся ваджибом для тех, кто не живет в Мекке) и на этом совершение хаджа заканчивается.
Все, что мы рассказали выше, является описанием хаджа-ифрат.
При совершении хаджа-таматту‘, паломник, прибыв в Мекку, сразу же совершает ‘умру и выходит из ихрама. Затем, дождавшись времени наступления хаджа, он снова входит в ихрам и совершает все то же самое, что было описано выше. Единственным отличием является то, что в этом случае паломник совершает са‘й (бег между холмами) после тавафа-ифада или после другого нафль-тавафа.
При совершении хаджа-кыран паломник по прибытии в Мекку сразу же совершает ‘умру, после чего не выходит из ихрама, дожидаясь наступления времени хаджа, и совершает все то же самое, что было описано выше.
В одном из хадисов говорится: «Вознаграждением за безупречно совершенный хадж, является Рай».
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин