Как понять хадис о том, что Аллах создал Адама по Своему образу?

Фото: elements.envato.com, автор: ivankmit
Вопрос.
Как понять хадис о том, что Аллах создал Адама по Своему образу? Разве у Аллаха может быть образ?
Ответ.
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Хадис, о котором спрашивают, звучит по-арабски так:
إن الله تعالى خلق آدم على صورته
Это часть достоверного хадиса, который передали Бухари (№ 6227) и Муслим (№ 2841) от Абу Хурайры, да будет Аллах им доволен.
В свете того, как его истолковали ученые ахлю-с-сунна, эти слова можно понять тремя приемлемыми способами:
1. Аллах создал Адама сразу в его (Адама) образе, то есть в облике взрослого мужчины. И действительно, Всевышний сотворил первого человека, мир ему, сразу взрослым, так что он не проходил стадии формирования плода в утробе материи и стадии взросления после рождения, как остальные люди.
2. Эти слова Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал человеку, который бил другого: «Не бей его по лицу, ведь Всевышний Аллах создал Адама в его облике», то есть в облике того, кого ты бьешь. Иными словами, нельзя бить человека по лицу, ведь лицо – это тот облик, который Всевышний Аллах придал человеку с самого начала появления человечества, а именно с Адама, мир ему. Также это относится и к запрету говорить человеку: «Да обезобразит Аллах твое лицо!», поскольку тем самым говорящий ругает лицо Адама, мир ему. Это толкование приводит, в частности, имам Ибн Хузайма в книге «Таухид» (Мактаба ар-Рушд, 1/81-87).
3. Местоимение «его» в хадисе относится к Аллаху, то не имеется в виду, что у Аллаха есть образ или облик. Пречист Всевышний от качеств созданных! Имеется в виду: «Аллах создал Адама в том облике, который пожелал ему придать, то есть в облике, созданном Аллахом для Адама». В этом смысле Кааба называется «домом Аллаха», то есть это дом, который Всевышний выделил Своей особой милостью и почетом.
И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀
С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Читайте также:
-
Разрешено ли мусульманам заниматься танцами и слушать нашиды?
А если мусульманка будет танцевать, чтобы сделать приятное своему мужу или родителям, или подругам, это тоже будет запрещено?
-
Логическое доказательство существования Всевышнего Аллаха
«Если хозяин какого-нибудь фруктового сада вдруг однажды утром найдёт в своих владениях деревья поваленными и разбросанными, то примет это за результат урагана или какого-нибудь стихийного бедствия.
Однако если в каждом ряду на своем месте не окажется, скажем, каждого третьего дерева, то он тотчас догадается, что это сделал не ветер, а разумное существо, какой-нибудь злоумышленник.
-
Эта сура избавит вас от 30 грехов и мучений в могиле
Тому, кто прочтет эту суру, запишется 30 саваб, простятся 30 грехов, степень повысится в 30 раз. Аллах направит к нему одного ангела, который распустит свои крылья над ним и до самого пробуждения будет защищать от всех несчастий
-
Приближаются самые благословенные дни этого мира. Чем они особенны?
2 сентября начинается один из самых высокочтимых среди мусульман месяцев – месяц Зульхиджа.
-
Можно ли мусульманину играть на бирже?
Исходя из этого, на торговлю акциями следует взглянуть с двух точек зрения:
-
Кто из пророков не упомянут в Коране?
Когда среди сынов Исраиля умножились бесчестия, Аллах дал им царя по имени Саддукий. А еще отправил к ним пророка, которого звали Исайя (Эшийя). Он должен был направлять свой народ по прямому пути, руководствуясь положениями Таурата. В эти годы произошло много важных событий. По воле Аллаха, на них напал правитель Вавилона Санджариб, у которого было шестьсот тысяч воинов.
-
Правда ли, что Пророк (ﷺ) никогда не смеялся, а только улыбался?
«Однажды Пророк (с.г.в.) вошел в мечеть и увидел людей, которые разговаривали и смеялись. Пророк (с.г.в.) остановился и поприветствовал их, а затем сказал: «Почаще вспоминайте о разрушительнице наслаждений». Люди спросили: «Что такое разрушительница наслаждений?» «Смерть», - ответил Пророк (с.г.в.).
-
Можно ли безоговорочно верить намазу-истихара?
Посланник Аллаха (мир ему) однажды повелел: «Тот, кто совершает истихару, кто советуется с другими, не будет в проигрыше, а относящийся бережливо к средствам не будет испытывать проблем с обеспечением семьи» (Таджрих 4:135). Как видно из хадиса для верующего важными являются три момента: истихара, совет других людей, и бережное отношение к материальным благам.