Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Корана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставят задуматься каждого, кто размышляет...
Начало: Наставления для размышляющих
В Узейра ибн Джарва (алейхи салям) сыны Исраилевы уверовали и полюбили за то, что он наизусть знал забытый ими Таурат (Тора). Сам Узейр (алейхи салям) повидал на своем веку не одну смерть и даже воскрешение. Аллах умертвил его на 100 лет, а затем чудесным образом вернул его народу для того, чтобы люди видели, как будут возвращены к Нему после смерти. В Коране об этом говорится следующее:
أَوْ كَالَّذِي مَرَّ عَلَىٰ قَرْيَةٍ وَهِيَ خَاوِيَةٌ عَلَىٰ عُرُوشِهَا قَالَ أَنَّىٰ يُحْيِي هَٰذِهِ اللَّهُ بَعْدَ مَوْتِهَا ۖ فَأَمَاتَهُ اللَّهُ مِائَةَ عَامٍ ثُمَّ بَعَثَهُ ۖ قَالَ كَمْ لَبِثْتَ ۖ قَالَ لَبِثْتُ يَوْمًا أَوْ بَعْضَ يَوْمٍ ۖ قَالَ بَل لَّبِثْتَ مِائَةَ عَامٍ فَانظُرْ إِلَىٰ طَعَامِكَ وَشَرَابِكَ لَمْ يَتَسَنَّهْ ۖ وَانظُرْ إِلَىٰ حِمَارِكَ وَلِنَجْعَلَكَ آيَةً لِّلنَّاسِ ۖ وَانظُرْ إِلَى الْعِظَامِ كَيْفَ نُنشِزُهَا ثُمَّ نَكْسُوهَا لَحْمًا ۚ ...
«Или (разве ты не видел) того, кто проходил мимо селения с рухнувшими домами? Он (веря в то, что Аллах обладает силой оживлять умерших, и наряду с этим признавая свое бессилие в познании способа воскрешения, заинтересованно) спросил: «Как Аллах воскресит это после того, как все это умерло?».
Аллах умертвил его на сто лет, затем оживил и спросил: «Сколько ты пробыл (в таком состоянии)?» Он ответил: «Я пробыл (без чувств) день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл (в этом состоянии) сто лет.
Взгляни на свою еду и питье – они не изменились. И взгляни на своего осла (от которого остались одни кости). Мы непременно сделаем тебя знамением для людей (чтобы они уверовали в воскрешение после смерти). Взгляни на кости (твоего осла), Мы воскресим их, а затем покроем мясом» (аль-Бакара 2:259).
Человека, вопрошающего: «Как Аллах может заново воссоздать этот город после его полного уничтожения?», звали Узейр (алейхи салям). С его стороны этот вопрос вовсе не был проявлением неверия, отрицания или сомнения, а был попыткой осознать в полной мере могущество Всевышнего. Узейр (алейхи салям) был праведником и в тот момент проходил мимо руин Иерусалима, разрушенного Навуходоносором.
Навуходоносор - царь Вавилона, которого Аллах наслал на сынов Исраилевых в качестве наказания за то, что они отвернулись от божественных повелений, не слушали наставлений пророков и совершали преступления. Навуходоносор обладал огромной армией и, убивая невинных людей, завоевал Шам и Иорданию, а также захватил Иерусалим. Именно им была разрушена мечеть аль-Акса и уничтожены сады Кудса.
Узейр (алейхи салям) направлялся к их руинам верхом на осле. Достигнув окрестностей Иерусалима, он остановился в одном саду, разгрузил своего осла и привязал его к дереву. Находясь в этом месте, он взглянул на город, и увидел, что дома разрушены, сады разорены…
Устав после долгого пути и проголодавшись, Узейр (алейхи салям) собрал немного инжира и винограда. Часть инжира он съел, а из винограда выдавил сок и выпил. Он сел под деревом и, посмотрев на обрушенные дома и дороги, задумался о том, как же Всевышний сможет оживить эту разоренную и мертвую землю! Размышляя об этом, его незаметно накрыл сон. Однако этот сон окажется смертью: Всевышний умертвил Узейра (алейхи салям), но сохранил его тело и еду от разложения и укрыл от взгляда людей и животных.
Через сто лет Всевышний оживил Узейра (алейхи салям). И, открыв глаза, он не мог даже предположить, что оставался мертвым на протяжении столь долгого времени. Он помнил лишь, что заснул утром, а проснувшись увидел, что солнце еще не зашло. Казалось, что сон его длился с утра до вечера. К тому же сорванный им инжир и выжатый виноградный сок остались неиспорченными.
Всевышний говорит в Коране:
...قَالَ كَمْ لَبِثْتَ ۖ قَالَ لَبِثْتُ يَوْمًا أَوْ بَعْضَ يَوْمٍ ۖ قَالَ بَل لَّبِثْتَ مِائَةَ عَامٍ فَانظُرْ إِلَىٰ طَعَامِكَ وَشَرَابِكَ لَمْ يَتَسَنَّهْ ۖ وَانظُرْ إِلَىٰ حِمَارِكَ وَلِنَجْعَلَكَ آيَةً لِّلنَّاسِ ۖ وَانظُرْ إِلَى الْعِظَامِ كَيْفَ نُنشِزُهَا ثُمَّ نَكْسُوهَا لَحْمًا ۚ ...
«Сколько ты пробыл (в таком состоянии)?» Он ответил: «Я пробыл (без чувств) день или часть дня». Он сказал: «Нет, ты пробыл (в этом состоянии) сто лет. Взгляни на свою еду и питье – они не изменились. И взгляни на своего осла (от которого остались одни кости). Мы непременно сделаем тебя знамением для людей (чтобы они уверовали в воскрешение после смерти). Взгляни на кости (твоего осла), Мы воскресим их, а затем покроем мясом» (аль-Бакара 2:259).
Несмотря на то, что от осла, действительно, оставались только истлевшие кости, Господь оживил и его. Изумленный Узейр (алейхи салям), перед глазами которого произошло воскрешение, сказал:
... قَالَ أَعْلَمُ أَنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«(Теперь) я (без тени сомнения) знаю, что Аллах способен на все» (аль-Бакара 2:259).
После созерцания этого величайшего проявления божественного могущества, Узейр (алейхи салям) сел верхом на своего осла и направился в Иерусалим. Войдя в город, он увидел, как здесь все изменилось. Он не узнавал попадавшихся ему навстречу людей, а также дома и улицы, городские постройки и дороги. К этому времени Навуходоносор умер, Палестина освободилась от завоевателей, а люди, которые были изгнаны, обрели свободу и вернулись обратно. Таким образом, город был восстановлен и жизнь в нем снова закипела.
Узейр (алейхи салям) отправился туда, где по его предположению должен был находиться его дом. Однако на пороге его встретила старая слепая женщина. Узейр (алейхи салям) спросил у нее:
- Где находится дом Узейра?
Женщина с грустью в голосе ответила:
- Это и есть дом Узейра, но сам он пропал сто лет тому назад, а я его служанка.
Узейр (алейхи салям) представился женщине и рассказал обо всем, что с ним произошло. Старуха, не сомневаясь ни в одном слове своего хозяина, обрадовалась его возвращению и попросила помолиться Аллаху, чтобы Он вернул ей зрение. Дуа Узейра (алейхи салям) было принято, и женщина вновь стала видеть.
Обратите внимание на то, как искусно этой старухе удалось заодно использовать ситуацию в своих личных интересах. Воистину, женщины способны проявить расторопность тогда, когда это им необходимо!
Итак, в доказательство того, что «он это он», Узейр (алейхи салям) выполнил условие своей бывшей служанки. Об этом чуде она поспешила сообщить сынам Исраилевым и представила им Узейра (алейхи салям). Рассказам женщины никто не поверил: ей припомнили о седобородом сыне Узейра (алейхи салям), которому стукнуло уже 118 лет.
Разве может быть сыну 118 лет в то время, когда его отцу всего лишь сорок?! Но сомнения людей рассеялись, когда увидели на спине этого 40-летнего мужчины темное родимое пятно в виде полумесяца – именно такое было и у Узейра (алейхи салям).
Узейру (алейхи салям) удалось убедить своих соплеменников не только в чуде своего воскрешения. Благодаря тому, что он жил 100 лет назад, в его памяти сохранился Таурат (Тора), все книги которой царь Навуходоносор при захвате Иерусалима уничтожил.
К моменту возвращения Узейра (алейхи салям) в родной город ни один из сынов Исраилевых уже не знал Священного Писания. Узейр (алейхи салям) обратился с мольбами к Аллаху, и в его сердце с небес снизошел свет. Он вспомнил забытый Таурат, и стал читать ее по памяти. Впрочем, снова нашлись те, кто усомнился в Узейре (алейхи салям). В их числе был один старик:
- Мой дед сообщил, что все экземпляры Таурата были уничтожены во времена бесчинств Навуходоносора. И только один экземпляр был положен в сундук и спрятан на горе. Давайте найдем ее и сравним с тем, что читает нам Узейр (алейхи салям).
Таурат (Тору) удалось найти, а народу пришлось убедиться в правоте Узейра (алейхи салям), в точности наизусть рассказывающего Священную Книгу. Так часть сынов Исраилевых уверовала в Узейра. Другие же впали в заблуждение, заявив:
«Узейр – сын Аллаха». Вот что Аллах говорит об этом в Коране:
وَقَالَتِ الْيَهُودُ عُزَيْرٌ ابْنُ اللَّهِ وَقَالَتِ النَّصَارَى الْمَسِيحُ ابْنُ اللَّهِ ۖ ذَٰلِكَ قَوْلُهُم بِأَفْوَاهِهِمْ ۖ يُضَاهِئُونَ قَوْلَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِن قَبْلُ ۚ قَاتَلَهُمُ اللَّهُ ۚ أَنَّىٰ يُؤْفَكُونَ
«(Некоторые) иудеи сказали: «Узейр — сын Аллаха». Христиане сказали: «Помазанник (Иса) — сын Аллаха». Они говорят устами слова, похожие на слова неверующих прошлого. Да погубит их Аллах! Как же они обмануты (и далеки от истины)!» (ат-Тауба 9:30).
В суре «аль-Ихлас» Всевышний опроверг их ложные убеждения, сказав, что Он не имеет детей и не нуждается в этом, в отличие от людей:
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ
اللَّهُ الصَّمَدُ
لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ
وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ
Смысл: «Скажи: «Он – Аллах – Один. Аллах Самодостаточен. Он не родил и не был рожден. И нет никого и ничего равного (и подобного) Ему» (Сура «Аль-Ихлас»).
История жизни Узейра (алейхи салям) учит нас тому, что Всемогущ лишь Аллах, Он не нуждается в помощниках, которые брали бы на себя часть Его дел, Он умерщвляет и воскрешает, кого пожелает, Он может наказать и помиловать целые народы, и только Ему Одному должно быть наше поклонение.
Часть сынов Исралиевых увидела в Узейре (алейхи салям) сына Аллаха и, позабыв о божественном Единстве, создала себе кумира и впала в заблуждение. Между тем, Ислам заключает, что поклонения заслуживает только Господь, сотворивший небеса и землю, управляющий всеми мирами и не имеющий равных и подобных себе.
Альхамдуллилях, что у нас есть истинные знания о Досточтимом Коране и пусть Аллах даст нам тауфик для того, чтобы мы придерживались верного вероубеждения.
Продолжение следует…
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин