С XV века золото и серебро стали активно использоваться при дворе османских султанов.
Например, султан Селим I (1512-1520) и его сын Сулейман Кануни (1520-1566) изучали ювелирное искусство в Трабзоне и, уже будучи султанами, на досуге занимались изготовлением ювелирных изделий, для чего во дворце имелась ювелирная мастерская.
Как и все ремесленники, ювелиры принадлежали к торговым гильдиям и их называли Эхль-и-Хиреф. Ювелиров называли «зергеран», чеканщиков по золоту – «зернисани», обработчиков драгоценных камней – «хаккакан».
Самым известным придворным ювелиром XVI века был Мехмет Уста, о котором, к сожалению, сохранилось мало сведений.
Кроме Стамбула ювелирными центрами были Дамаск, Алеппо и Диярбакыр.
Среди ювелиров было много представителей этнических меньшинств – армян, греков, персов, арабов, славян и евреев.
От византийцев османы переняли любовь к тисненому серебру.
Среди простых людей были распространенными украшения из меди и бронзы. Украшения из томпака (сплав меди и бронзы, покрытый смесью золота и ртути) также имели широкое распространение среди населения и даже среди придворных. Позже эти изделия перестали изготовлять из-за вреда, наносимого здоровью ремесленников.
Сегодня в музее Топкапы можно увидеть немало ювелирных шедевров того времени, которые были попросту недоступны обычным людям и доступ к которым для них был закрыт.
Они были в свое время найдены в хранилище реликвий, принадлежавших пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам. К ним, прежде всего, принадлежат ларцы, в которых хранились одежда и другие реликвии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также замки и ключи от Каабы.
Кроме них в музее Топкапы можно увидеть украшенное золотом и драгоценными камнями оружие, и оборонительное снаряжение – панцири и шлемы, которые использовались в основном для парадных церемоний или в качестве подарков.
Характерное для сельджуков использование бронзы начало сокращаться к XVII веку, хотя из нее делалось немало домашней утвари, в первую очередь, ламп для освещения и подсвечников.
Особую группу изделий составляли банные принадлежности – кувшины и другие сосуды для мытья, черпаки для воды.
Столовая утварь также часто изготовлялась из золота, серебра, томпака и бронзы и украшалась различными орнаментами.
Отдельно следует упомянуть и конскую сбрую, также богато украшавшуюся золотыми и серебряными инкрустациями и даже драгоценными камнями.
Основными орнаментами для украшения бытовых предметов были растительные и так называемые арабески - орнаменты сродни растительным, но отличавшиеся от них более причудливыми формами.
У османов имелся собственный декоративный стиль в ювелирном искусстве, который сильно отличался от арабского и персидского и даже от сельджукского. Они чаще всего использовали изображения гвоздики, розы, тюльпана и гиацинта. Кроме этого мастера всегда оставляли на своих изделиях именное клеймо.
В начале XVIII века в ювелирных украшениях стали заметны европейские веянья: стали модны узоры в стиле рококо и барокко.
В то время большое распространение получили мундштуки и охлаждающие сосуды для наргиле из серебра, украшенные орнаментом в подобных стилях. Их особенно часто использовали для подарков послы, прибывавшие ко дворам европейских королей и императоров. Их и сейчас можно встретить в экспозициях различных европейских музеев. Другим распространенным подарком было оружие, украшенное драгоценными металлами и камнями. Большое количество изделий османских оружейников и ювелиров есть в Оружейной палате московского Кремля.
Стоит отметить, что османское влияние чувствовалось и в дизайне предметов христианского культа: хотя их изготовляли в византийском стиле, с соблюдением канонических правил, но украшали растительным орнаментом и арабесками в чисто османском стиле.
Ильдар Мухамеджанов
Понравился материал? Пожалуйста. сделайте репост!