Религиозный долг, которым мы столь часто пренебрегаем

Защите окружающей среды в исламе уделяется самое пристальное внимание. Пользуясь благами Земли, которыми наделил ее Всевышний, мусульманин обязан заботиться о ее сохранности. Ведь и растения, и животные были созданы не просто так, а с определенной целью.

Мусульманин должен задумываться над взаимодействием между живыми организмами и окружающей их средой и соблюдать экологический баланс, установленный Аллахом.

Сохранение окружающей среды – одна из религиозных обязанностей мусульманина, в то время как ответственность за это лежит на всем человечестве.

Согласно исламу сохранение окружающей среды – это не только защита ее от варварской эксплуатации, но и ее устойчивое развитие.  

В священном Коране говорится: «Он - Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он - Прощающий, Милосердный». (Коран; 6:165)

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует». (Коран; 7:31)

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, призывал сажать деревья и выращивать сельскохозяйственные культуры, и в исламе  это считается богоугодным делом.

В одном из хадисов, переданном Анасом ибн Маликом сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Если) какой-нибудь мусульманин посадит дерево или посеет что-нибудь, а затем птица, человек или животное съест (что-то из посеянного или посаженного им), это непременно (зачтётся) ему как садака». (Сахих аль-Бухари, 2320).

Исламский подход к использованию природных ресурсов был самым красноречивым образом сформулирован четвертым праведным халифом Али ибн Аби Талибом, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Пользуйся ими с удовольствием, пока ты благодетель, а не расхититель, пока ты созидатель, а не разрушитель. Все люди, а также животные имеют право пользоваться земными благами. Злоупотребление этими благами недопустимо, так как то, что ведет к запретному также запрещено».

Когда Абу Муса, да будет доволен им Аллах, был послан в Басру правителем, он обратился к населявшим ее людям и сказал: «Я послан сюда Умаром ибн Хаттабом, да будет доволен им Аллах, чтобы учить вас Книге вашего Господа (Корану), сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует и очищать улицы вашего города».

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас ни в  коем случае не мочится в стоячую непроточную воду, ибо потом эта вода  (может понадобиться) ему для полного омовения». (сахих Аль-Бухари, 239)

Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Сарджиса: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мочиться в нору». (Сунан Абу Дауд, 29).

Охрана природы и сбережение природных ресурсов – неотъемлемая часть религии ислама. Как наместник Аллах на земле человек должен использовать их бережливо, чтобы милость Аллаха к нему продолжала проявляться. 

Этот принцип ярко проявляется, например, в предписании не допускать излишнего расходования воды (исраф)  при совершении омовения, даже если мусульманин находится  на берегу реки.

На нас, как на обладателей разума возложена обязанность заботиться обо всех творениях Аллаха, включая почву, воздух, воду, животных и растения.

Как учит нас Пророк (мир ему) все это необходимо для того чтобы наша жизнь протекала в благоприятных условиях, чтобы загрязнение окружающей среды не отражалось негативно на нас самих.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle