Государством управляют люди, и именно их несовершенство становится причиной его катастрофы.
Еще со времени начала существования халифата в форме государства, когда начал складываться аппарат его управления, халифы вынуждены были привлекать в него профессиональных чиновников, которые по происхождению были не-арабами и зачастую немусульманами.
При Аббасидах при дворе халифа появляется должность вазира, который занимался всеми текущими делами государства и держал их под контролем. На этот пост стали назначать выходцев из чиновничьего сословия, которое во многом состояло из представителей чиновничьего аппарата государств, присоединенных к халифату.
К IX веку сложились целые кланы чиновников – кятибов (писцов), которые были по происхождению немусульманскими.
Так, например, Ахмад ибн Йусуф (ум. в 828 ) был потомком мавали, возможно, коптского происхождения. Его предки служили секретарями у Омеййадов, а затем у Аббасидов; сам же Ахмад сначала служил писцом у Бармакидов. В 826 году ему удалось дослужиться до чина вазира, причем начальником Дивана хараджа (налогового ведомства) он назначил своего брата, Касима ибн Йусуфа.
Еще одна династия кятибов — Бану Вахб вела свое происхождение от несторианских писцов. Они также служили секретарями при Омеййадах, а затем при Аббасидах.
В IX веке христиане дважды были даже военными министрами.
Соответственным было их отношение к тому, что составляло основу законодательства халифата – Корану и Сунне. Арабский писатель, богослов, основоположник арабской литературной критики Джахиз в своем трактате «Замм ахлак ал-куттаб» ("Порицание нравов писцов") так характеризовал эту черту их характера: «…Неизвестен пока еще писец, который сделал бы Коран своим собеседником, толкование его — своим знанием, изучение религии — своим девизом, сохранение преданий — своей опорой».
Бюрократизация государственного аппарата породила другую проблему – коррупцию, то есть, использование служебного положения в личных целях.
Уровень коррупции был таков, даже наложницы халифа должны были давать взятки писцам.
При халифе аль-Мутасиме все властные структуры государства буквально наводнили кятибы-персы.
Они позволяли себе открыто подвергать сомнению авторитет мусульманских факихов и улемов, а образцом государственной организации считали империю Сасанидов – иранских шахов, чья держава была покорена мусульманами.
Они напрямую покровительствовали различным ересям, распространявшимся в исламском мире.
Их не волновало ничего кроме личной выгоды, которую они могли извлечь лишь находясь на службе у властителей. Неудивительно, что в подобной обстановке в ходе борьбы за власть возникали и закручивались разнообразные интриги.
Так, например, аль-Фадл ибн Сахл ибн Заданфарух был по происхождению зороастрийцем. Его обвиняли в том, что он стремился восстановить "царство Хосроев" и способствовал введению иранских ритуалов и церемониала при дворе халифа. Брат аль-Фадла, аль-Хасан ибн Сахл, поссорил халифа аль-Мамуна с его братом аль-Амином так же претендовавшим на титул халифа. И аль-Фадл, и аль-Хасан пользовались покровительством Бармакидов – потомков династии персидских жрецов поклонявшихся огню, которым удалось занять высшие посты в халифате.
Согласно персидской государственной доктрине государством должен был руководить "сильный государь". Под этим понималось, что все возникающие проблемы правитель должен был решать с применением силы. В итоге власть постепенно сосредоточилась в руках предводителей военных отрядов. Тот, кто был сильнее в военном отношении и осуществлял практическую власть. При этом власть халифа становилась номинальной. Таким образом произошло внутренне перерождение халифата из «общины верующих» (Уммы) в типично деспотическое правление, осуществляемое грубой силой, в котором уже отсутствовало всякое понятие справедливости.
Ильдар Мухамеджанов
Пожалуйста, сделайте репост этой записи на Facebook!