Аравийский полуостров и остров Шри-Ланка в течение многих столетий имели тесные торговые связи. Арабские корабли-доу ходили по хорошо известному маршруту, и даже в одной из сказок «Тысячи и одной ночи» - сказке о Синдбаде-мореходе упоминается остров Серендиб. Именно так арабы называли Изумрудный остров.
Первые арабские торговцы и моряки высадились на его берега еще во времена пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Согласно данным историков, первые мусульманские торговые корабли оказались у берегов Индии около 630 года. Есть сведения, что первые поселения торговцев-мусульман на Шри-Ланке появились в VII веке. н.э. Арабский исследователь М.А.М. Шукри исследовавший надписи на арабском языке, сохранившиеся на этом острове в своей книге «Шри-Ланка и Морской Шелковый путь» сообщает, что их основали выходцы из города Алеппо (современная Сирия).
Ланкийские историки, в свою очередь, сообщают, что у потомков арабских переселенцев в городе Берувела был обнаружен документ, датируемый 604 годом, в котором говорится, что двое сыновей правителя Йемена прибыли на Шри-Ланку и поселились здесь.
В IX веке новой эры Арабский халифат достиг периода своего наивысшего расцвета. Халифы всячески поощряли далекие путешествия в Индию и Китай. Обычно путешествия предпринимали торговцы, представители различных мусульманских народов, говорившие на арабском языке, которые отплывали обычно из порта Басра.
Во второй половине 13 века с упадком Арабского халифата коммерческая активность арабов в районе Индийского океана снизилась. Теперь торговлей в основном занимались мусульмане из индийского Гуджарата. Главными торговыми портами здесь были Малабар на западной оконечности Индостана и Коромандель – на юго-восточной. Они находились достаточно близко от побережья Шри-Ланки и индийские мусульмане с охотой осваивали его, основывая свои поселки.
Когда здесь впервые появились португальцы, мусульмане предупредили местного короля, знать и простых людей о той опасности, которую представляют собой колонизаторы. Они с оружием в руках совместно с представителями коренного населения острова – сингалами выступили против них. В своей борьбе они также искали поддержки у правителя (заморина) государства Кожикоде, существовавшего на территории современного индийского штата Керала, на юге Индостана.
На Шри-Ланке, как и на других завоеванных ими территориях португальцы подвергали суровым преследованиям именно мусульман. Из-за этого последователи ислама бежали на север и восток острова, где их потомки живут до сих пор.
Тех, кто пытался им сопротивляться, португальцы безжалостно уничтожали. Так в городе Велигама, расположенном на западном побережье Шри-Ланки они уничтожили 10 тысяч мусульман – мужчин, женщин и детей.
В XVII веке на остров стали прибывать голландские колонизаторы, которые уничтожили прибрежные поселения мусульман и те были вынуждены переселиться вглубь острова, где существовало государство сингалов – королевство Канди. В войске короля Сенерата, который вел вооруженную борьбу против голландцев, служило около 4000 мусульман.
При королевском дворце мусульмане исполняли также еще одну важную функцию – они были послами. Короли пользовались тем, что мусульмане знали языки различных соседних народов (в основном населявших Индию) и обладали обширными торговыми связями в регионе.
Примечательно, что на переговоры с французами об оказании помощи в борьбе с голландцами в их колонию в Пондичерри король также послал мусульманина.
Мусульмане внесли большой вклад в борьбу с новыми колонизаторами – англичанами, которые вытеснили с острова голландцев в конце XVIII века.
Во время первой так называемой «войны Канди» 1803-1805 годов частью сингальских войск, сражавшихся с английскими колонизаторами командовал мусульманин - князь Сангунгло, (выходец из Малайи) который совершал смелые нападения на англичан, продвигавшихся через джунгли к столице королевства. По свидетельствам очевидцев, будучи командиром, он не отсиживался в стороне, а сам зачастую вступал в рукопашные схватки с англичанами. В одной из них он и погиб, но сингальские войска смогли одержать победу над войсками колонизаторов.
Однако, в дальнейшем король Шри Викарама Раджасингха своей жестокой и непоследовательной политикой оттолкнул от себя всю аристократию и, оставшись без поддержки, был в 1815 году свергнут с престола англичанами, оправившимися от поражения в первой войне.
После того как Шри-Ланка потеряла свою независимость и превратилась в английскую колонию Цейлон сюда стали приезжать для работы на чайных плантациях мусульмане из Индии и Индонезии.
С течением времени сформировались три мусульманских этноса:
Во время гражданской войны на Шри-Ланке, длившейся с 1983 по 2009 годы тамилы, выступавшие за создание моноэтнического государства на севере острова, изгнали оттуда мусульманское население, осуществив этническую чистку.
В настоящее время большинство мусульман проживает на западном и восточном побережье Шри-Ланки. Мусульмане составляют около 10% населения этой страны.
Ильдар Мухамеджанов